Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


Источники

вываясь на известии от 27 апреля 1740 г. о посылке в остзейские крепости инженерных штаб- и обер-офицеров для составления планов и профилей крепостей с окрестностями. Доводы, приведенные Цвылевым в пользу даты 1740 г., достаточно убедительны, чтобы принять ее.,План 1740 г. служит благодатным материалом для изучения исторической топографии. В пояснении содержатся указания на башни, ворота и другие объекты. Важным достоинством крупномасштабного плана 1740 г. являются приложенные к нему чертежи планов и профилей башен Пскова в том числе башен Среднего города.

Важны для изучения топографии центра Пскова планы, обнаруженные Цвылевым в б. Артиллерийском историческом музее (ныне — Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи). Они относятся к 1740 и 1747 гг. и содержат изображения плана и профилей Пушечного двора. Среди объектов, нанесенных на планы, — церкви Василия, Воздвижения, Варлаама, Алексея, человека божьего, постройки церкви Георгия с Болота. Планы позволяют определить места ряда церквей, при локализации которых возникают трудности.

Из планов Пскова после перепланировки привлекались также планы 1821, 1857 (Годовйкова), 1859 гг.

Особую категорию источников составляют изображения Пскова на иконах. Они изучены пока недостаточно, несмотря на многократную публикацию. Сюжетом всех икон послужило видение Богородицы кузнецу Дорофею во время осады города войсками Стефана Батория в 1581 г. По композиции, их можно разделить на три группы. Одну из них представляют изображения Пскова на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста в Пскове (рис. 2) и иконе из Псково-Печерского монастыря (рис. 3). Для этих изображений характерны горизонтальная композиция, что позволило художникам реальнее передать план города, и взгляд на город и его окрестности с запада. Наибольший резонанс в литературе нашло изображение Пскова на иконе Сретение Богородицы. В надписи на иконе говорится о ее возобновлении 6 сентября 1784 г. «из старого изображения», что позволяет предполагать обновле-

 

Рис. 3. Псков на иконе   из   Псково-Печерского   монастыря.    Копия   Л   Е   Изотовой с «литографии К. А. Солодягина (оригинал — ПОМЗ, № 1808/480)

ние старой иконы. Так считал и В. В. Стасов, отметивший, что изображение памятников архитектуры мало пострадало при возобновлении. Рентгенографическое и визуальное обследование иконы, по мнению специалистов, не обнаруживает следов старого письма под сохранившейся живописью. Использование берлинской лазури позволяет считать, что изображение выполнено не ранее XVIII в. (середины?) и могло быть поновлено (помыто, дополнено в осыпавшихся местах) через несколько десятилетий. Позднее, во второй половине XIX —начале XX в., икона обновлялась. Анализ содержания изображения позволяет считать, что оно восходит к более раннему источнику, так как отражает черты топографии города, отсутствовавшие в XVIII в. Можно предполагать, что исходное изображение относилось к XVII

Оглавление