Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА
XVII вв. А. И. Никитский пришел к заключению, что соседи — это уличане, хотя убедительного основания для своего мнения не привел. Н. Д. Чечулин по материалам платежной книги 1585—1587 гг. приравнял соседей к жителям «ста» или «улицы». Н. С. Суворов, подробно знакомившийся с содержанием писцовых книг XVII в. и платежницы XVI в., считал, что совпадение понятий «уличане» и «соседи» встречается редко и, таким образом, не является обязательным. Н. И. Серебрянский предполагал, что соседями назывались прихожане.
Вероятно, следует привлечь все упоминания о «соседях» в летописях и одновременных источниках XV в. Нам известны еще соседи святых Козмы и Дамияна; (1462 г.— совместная закладка каменной церкви Козмы и.Дамияна; 1484 г.— строительство своих двух третей стены вокруг Запсковья); соседи запсколяне, Богоявленский конец (1481— 1483 гг.— строительство своей одной трети стены на Запсковье); жирковы суседи (1507 г. — упомянуты при описании пожара). В первых двух случаях мы видим объединения прихожан двух приходских церквей Запсковья, причем прихожане Богоявленской церкви, или соседи запсков-ские, образуют конец. Жирковы суседи особого прихода не имеют, это явно территориальное объединение внутри более крупного, кончанского, связанное с Жирковским всходом (1499 г.).
Из этих примеров следует предположение, что под петровскими соседями надо понимать жителей Петровского конца или Петровской улицы (в известиях XIV—XV вв. не упоминаются, но существовали — см. ниже). Толкование «петровских суседей» как прихожан церкви Петра и Павла затруднительно, так как тогда необъясним факт строительства ими, а не прихожанами, церкви Бориса и Глеба (известна с XIV в.), каменного здания Борисоглебского храма.
В XV в. соседями назывались жители конца, являвшиеся в новых районах посада прихожанами той или иной церкви (Козмы и Дамияна, Богоявления), или население, входившее в более дробную территориальную единицу (улицу, всход). К XV в. и даже ранее Боловинский (Петровский?) конец, очевидно, состоял из прихожан не только церкви Петра и Павла.
Вероятно, в первоначальном значении «суседи» обозначали прежде всего население того или иного прихода. В таком значении употребляется этот термин в псковском законодательстве110 и в землевладельческих грамотах.
О местоположении Петровского конца и Петровской улицы в источниках XV в. сведений нет. Впервые они упоминаются в источниках