Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

. Вероятно, история образования концов в Пскове может быть уточнена по аналогии с Новгородом при углубленном изучении института посадников.

Концы предстают перед нами как административные и территориальные единицы, имевшие равные права в представительных институтах в Пскове и равные обязанности в финансовых, административных и военных делах Псковской земли. В 1450 г. владыку Евфимия принимают не только князь и посадники, но и «в всех концех господина же владыку много чтише и дарите» (ПЗЛ). В важнейших посольствах обязательно представлены все концы. Так, в посольствах к великому князю участвуют: в 1461 г. — бояре изо всех концов; в 1479 г. — по боярину с конца; в 1484 г.— 10 бояр из концов; в 1435 г. — по боярину с конца; в 1499 г.— по два боярина с конца; в 1499 г. — по три боярина с конца; в том же 1499 г. — по два боярина с конца. Помимо бояр, в посольствах участвовало обычно несколько посадников. Бояре из всех концов, видимо так же в равной пропорции, входили в посольства в Новгород в 1465 и 1471 гг. В 1498 г. посадники, «по два боярина с конца» и псковское войско последовали по приказу великого князя к Ивангоро-ду. Равное (или близкое к равному) представительство от концов прослеживается для ряда государственных мероприятий и в отношении посадников. Так, при встрече Софьи в 1472 г. в каждой насаде от конца были посадники. Насад было шесть, в каждой должно было быть не менее двух посадников, судя по употреблению множественного числа. Следовательно, посадников всего было не менее 12. Видимо, Б. Б. Кафенгауз был прав, предполагая, что в Пскове существовал порядок представительства от концов в совете, аналогичный новгородскому, о чем говорит кратность числа посадников числу концов.

Концы были связаны с пригородами в административном отношении и были обязаны участвовать во встречах и обеспечении войск, приходивших на помощь Пскову, что осуществлялось в порядке очередности, как это было, например, в 1473 г.

Данных о составе концов и особенно их топографии мало. Топография Опоцкого конца рассматривалась выше. Здесь же приведем данные о других концах в Пскове, несколько нарушая порядок характеристики по списку и сокращая аргументацию, в полном виде приведенную в ранее опубликованной работе.

Боловин (Боловинский) конец упоминается в известиях о пожарах 1-453 и 1459 (1460) гг. как место подворья для братьев великого князя в 1480 г. По известию. 1453 г. устанавливается лишь, что в Болови: ном конце находился двор владычного наместника Прокопия. В сочетании с данными о пожаре 1459 г. становится очевидно место нахождения конца в пределах стены  1309 г., по соседству с Остролавицким концом. Он находился в пространстве между Торгом, Остролавицким концом и Псковой. Дополнительным аргументом в пользу такой локализации служит тот факт, что в конце XVI в. Боловинское сто входило в Петровский конец. Возможно на этом основании предположить, что название Петровский конец — более позднее и включившее в себя как старую территорию Боловинского конца, так и примкнувшие к ней в результате роста города и посада новые участки.

Богоявленский конец впервые упомянут в связи с пожаром на Запсковье в 1458 г. Тогда пострадало все Запсковье от Богоявленского конца до Леонтьева огорода (ПЗЛ — до монастыря Воскресения). В 1482—1483 гг. жители Богоявленского конца — «соседи запсковля-не» — заложили и построили свою треть каменной стены вокруг Запсковья — от Псковы. Местоположение церкви Богоявления на Запсковье и известие о строительстве каменной стены позволяют локализовать конец в восточной части укрепленной территории Запсковья, без Гремячей горы.

Оглавление