Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

. Название постройки («изба») позволяет считать ее деревянным сооружением. По мнению Павла, епископа псковского и порховского, псковское духовенство вместе с постройкой избы создало учреждение, не встречавшееся в других епархиях и продолжавшее действовать и после присоединения к Москве как поповская соборная изба — присутственное место для заведывания «через псковских шестисборных старост всеми духовными делами Пскова и его территории с 12 пригородами». Для XVIXVII вв. известны документы (1528, 1555 гг. и др.), исходившие от владык и царей и хранившиеся в поповской соборной избе. По мнению цитируемого автора, проследившего историю размещения этого учреждения, изба 1480 г. должна была находиться недалеко от Рыбницких ворот, где в одном из помещений новых каменных больниц конца XVII в. на городовой стене было выделено в 1708 г. помещение поповским старостам, а старое место поповской избы отдано для склада дров и лучины больничным старицам. Последнее, по мнению епископа Павла, предполагает близкое соседство старой избы с Рыбницкими воротами, что выглядит убедительно. В. Д. Белецкий отметил, что среди построек, изученных в Довмонтовой стене, есть и поповская изба XVXVII вв., но пока материалы раскопок этого сооружения не опубликованы.

Погреб, упоминаемый в связи с событиями 1484 г. как место, куда заключали смердов, находился, вероятно, на Крому, в охабне, где существовали погреба, служившие государственной тюрьмой. О них говорится под 1451/1452 и 1477/1478 гг.

Сени называются дважды (1484 г. — посадники с князем Ярославом списали новую грамоту и положили в ларь «на сенях»; 1495 г. — во время вечевого собрания посадники степенные много раз «лазили» «на сени» и в вечье). Кроме того, о связи сеней с вечем напоминает сообщение 1518 г.: «Тоя же весны в великий пост приела князь великий к жи-воначальнеи Троицы большой колокол, где вечевой был; а преже того незамного прислал меншии колокол в корсоуньского места, что на сени в него звонили, как вечье было».

Из сообщений 1495 и 1518 гг. явствует, что вече собиралось рядом с сенями, на которых висел малый вечевой колокол. Возможно, необходимость призвать к порядку заставила степенных посадников несколько раз подниматься «на сени», чтобы позвонить в колокол. Именно на этих сенях, рядом со св. Троицей, находился ларь с государственной казной и архивом Пскова.

Упоминание сеней содержится также в Псковской Судной грамоте, Правой грамоте 1483 г. и в записи на духовной Никиты Хова 1491 — 1496 гг. В ст. 4 Псковской Судной грамоты говорится: «А князь и посадник на вечи суду не <судять, судити им у князя на сенех, взираа в Правду по крестному целованью». В Правой грамоте Снетогорскому монастырю упоминание сеней содержится в начальной части текста: «Перед господином псковским Ярославом Васильевичем, и перед посадники степенными, перед Левонтием Тимофеевичем, и перед Степаном Максимовичем, и перед соцкими на сенех, стоя на суде, игумен Тарасеи Богородицкои...». В записи на духовной, судя по списку, был текст: «а клеть на городе продали ис пословицы, а доложив нас княз псковского Василья Феодорович и посадников и тайных господе на сенех, да и животное, что было в клети, то все поделили по третме, а соцкои был Федор з Запсковья от господе генваря 31 Филипларн».

Оглавление