Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

Жирковский всход был одним из крайних участков, пострадавших от пожара 1499 г. на Запсковье. Тогда «выгорело до Жирковского всхода по Июдин двор дьяконов, и церковь святыи Козма и Демьян и к Богоявленью, и церковь Богоявление огорело, по оулицу Толокнянку да по Жабью лавицу» (П1Л). «Жырковы (Жирковы) соуседи» и двор дьякона Июды в 1507 г. также были одним из крайних участков пожара. О дьяконе Иуде и его дворе других данных не имеется. Двор находился на Жирковском всходе.

О Жирковских всходе и суседях дополнительно узнаём из более поздних источников. Под 1520 г. сообщается: «погоре Запсковье от Жиркова всхода до Варламьских ворот... и церковь огоре Варлам святыи». В одновременном известии ПЗЛ говорится о пожаре «от Жирковскои лавицы да до Варламских ворот»211. Лавица, вероятно, являлась переходом через Пскову и имела продолжение на суше в виде всхода.

Жирковское сто на Запсковье упоминается в платежной книге 1585—-1587 гг. Оно Названо также во вкладной записи Ивана Репы в Петропавловский Сироткин монастырь (1591 г.), где указано местонахождение двора вкладчика: «в Жерковском сте, на Кузьмодемьянской улице». Место Кузмодемьянской улицы неизвестно.

В источнике XVIII в. — офицерской описи Снетогорского монастыря — содержится упоминание Жирковского ста: «в Жирковском сте по Богоявленской улице того Снятогорского монастыря на подворье церковь преподобного Евфимия великого». Место церкви Евфимия Великого известно, благодаря планам 1740и 1857 гг. В 1834т. церковь была сломана, но место ее Годовиков отметил на своем плане (1857 г.). На плане 1740 г. ей соответствует церковь под № 137. Церковь показана к западу от храма Богоявления, через улицу от него, и северо-западнее церкви Иоанна архиепископа. Она находилась на перекрестке улицы, идущей от моста по краю террасы над Псковой, и перпендикулярной ей улицы, выходящей на берег Псковы и имеющей продолжение в виде спуска к реке. Эту перпендикулярную улицу Спегальский считал Богоявленской. У нас нет достаточных данных для ее атрибуции. Жирковское сто локализуется в южной части улицы — в районе церкви Евфимия и всхода от Псковы. Этот всход (подъем, дорога от реки),

Рис. 14. Подъем от р. Псковы к церкви Богоявления на Запсковье

(Жирковский всход)

видимо, и назывался Жирковским в XVXVI вв. (рис. 9). Здесь же  существовал переход через реку, названный в летописи Жирковскои ла-вицей (1520 г.). Дворы, размещавшиеся вдоль всхода, объединялись, видимо, в сто, а хозяева их считались соседями. Жирковский всход, судя по положению церкви Евфимия на плане 1740 г., выходил на возвышенную часть берега Псковы у западного входа в церковь Богоявления. Среди прочих Жирковых суседей жил здесь и дьякон Иуда.

Происхождение названия всхода неясно. На месте Жирковского всхода и сейчас сохраняется подъем от Псковы (рис. 14).

Толокнянка

Оглавление