Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА
вв. Не удается определить, ограничивалась ли территория Опоцкого конца частью пространства между стенами 1309 и 1374/1375 гг.
Годовиков, а вслед за ним Василев необоснованно помещали Опоцкий конец в центральной части Полонища. Позднее Василев локализовал Опоцкий конец между Остролавицким и Боловинским и ошибочно причислил к Опоцкому концу церковь Георгия на Болоте.
Пока мы имеем лишь два определенных ориентира для Опоцкого конца: церкви Варвары и Николы на Усохе (рис. 9, 9, 24).
Клети на Крому называются псковскими летописями под 1421/1422, 1496 и 1510 гг. Еще раньше «клети на городе», упоминаются в Новгородской первой летописи в связи с событиями 1314 г.: «Той же зимы хлеб бяше дорог в Новегороде, а в Пльскове почали бяху гра-бити недобрии людие села и дворы в городе и клети на городе, и избища их пльсковичи с 50 человек, и потом бысть тихо». В 1421/1422 г. во время юлода «старых лет клети всякого обилиа изнасыпани на Крому» привлекали в Псков новгородцев, корел, чудь, вожан, тверичей, москвичей и людей из других земель Руси (П2Л). Судя по тексту известия 1421/1422 г., из пищевых припасов в клетях содержалось главным образом зерно. В 1496 г. во время пожара на Крому, начавшегося от Кутнего костра, погорело много клетей, а в них «ржы много к платья». Горелую рожь высыпали через Малые воротца в Пскову.
В 1510 г. великий князь в числе нововведений принял меры и против клетей на Крому, повелев их «выпрятати» — убрать, «и Кром бысть поуст», — замечает летописец (ПЗЛ).
Ряд духовных грамот XV в. — Акилины, Евфросина, Никиты Хова, Ульяны и Осипа — упоминает клети в городе, обычно завещавшиеся в одерень. Акилина, Никита Хов, Ульяна определенно были состоятельными людьми. Личность Осипа в этом отношении недостаточно ясна. Евфросин (в миру Елеазар) — основатель Спасо-Елеазаровского монастыря под Псковом.
Итак, клети на Крому существовали для хранения части движимого имущества (платье) и пищевых запасов (рожь). Клети принадлежали боярам, землевладельцам. Ст. 1 Псковской Судной грамоты строго охраняла клети «за зомком» от покражи. Разбор покражи входил в компетенцию княжого суда.
Описание пожара 1496 г. на Крому позволяет думать, что клети располагались в северной части Крома, так как едва ли из южной его части стали бы носить горелое зерно в северную, чтобы высыпать через Малые воротца. Малые воротца на Пскову были открыты в начале 60-х годов археологическими раскопками и сейчас реставрированы. Но едва ли только северной частью Крома ограничивалось пространство, отведенное для клетей. В грамоте Акилины говорится о клети, выходящей на буй, — участок у церкви св. Троицы.
Нарушенность культурного слоя XIV—XV