Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ ГОРОДА И ПОСАДА

Место двора Оксентия Баибороды, от которого начался пожар в Пскове в 1406 г., не определяется даже приблизительно.

Сторожевая изба стояла у крепостной стены над Псковой. До нее был сделан приклад к стене против персей от Гребли в 1407 г. Видимо, это было завершение всех или части работ по стене вдоль Псковы, начатых еще в 1404 т., когда был заложен приклад «от Крома и до Брод». В свете двух этих сообщений следует считать, что сторожевая изба находилась на участке стены между Греблей и поперечной стеной 1374/1375 г.

Мост на Пскове новый (1412 г.) — см. выше (1388 г.).

Мост над Греблею на Креом к святой Троице назван ПЗЛ новым  1412 г., что предполагает   существование   предшествующего.    Мост находился в Домантовой стене. Летописцы отличали его от моста через Греблю с другим названием — Смердий. Последний находился в западной части Гребли, о чем говорилось выше. По изображению Пскова на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста известен вход на Кром через ворота, расположенные в южной части стены Крома, между Троицкой колокольней и наугольной башней на Пскове, т. е. в восточной части стены (рис. 2). Им, вероятно, соответствовал и свой мост через Греблю. В описаниях кремля 1655 и 1699 гг. эти ворота названы Троицкими. Учитывая, что другие въезды в Кром через Греблю неизвестны и едва ли они существовали на таком незначительном протяжении, считаем, что Троицкие ворота XVII в. имели традиционное место и в XIVXV вв. против них над Греблей находился мост, ведущий к церкви св. Троицы. Согласно описанию 1655 г. ворота помещались прямо под башней, по описанию 1699 г. — в полутора саженях к западу от нее, т. е. в любом случае мост должен был находиться против восточного края персей.

Буевище около церкви св. Троицы упомянуто в летописи лишь раз — в связи.с замощением в 1417/1418 г. и строительством тына вокруг. Поскольку замощение буевища было предпринято всеми псковичами и поскольку известно, что на Крому, у св. Троицы, проходило вече (в частности, вечевой колокол помещался на Троицкой колокольне, а меньший колокол — на сенях), можно предположить, что буевище было местом вечевых собраний (см. главу 3, церковь св. Троицы). В Пскове XV в. под буем понимали прицерковный участок (см. главу 3, церковь Николы на Усохе), хотя в обозначении местоположения церкви Петра и Павла — «с Бую»—; отразилось, возможно, и другое значение этого слова — кладбище (недалеко от церкви археологами обнаружено древнерусское курганное кладбище). Алешковский производил наименование «буевище» от языческого кладбища, существовавшего, по его предположению, на том же месте. В источниках. XJVXV вв. такой взаимосвязи не прослеживается.

Оглавление