Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
XV в. было несколько монастырей, посвященных Богородице (Рождества, Успения, Благовещения, Покрова,. Знамения), и Введенский монастырь мог получить названные земли вместе с харатейной грамотой после 1459—1471 гг. Во-вторых, наличие подписи 1553 г. на иконе Воскресения Христова, упомянутой как вклад в харатейной данной и представленной Введенским монастырем в качестве аргумента при судебном разбирательстве, заставляет из осторожности воздержаться от окончательных выводов.
В случае, если монастырь Богородицы — все же не Введенский, он должен быть исключен из списка, так как все другие монастыри Богородицы вошли в список на основании более определенных данных.
Летописные известия не всегда содержат указания на то, была ли называемая церковь приходской или монастырской, полное наименование церкви с данными о ее местоположении. Но сопоставление с другими летописными сообщениями, анализ текста упоминания обычно позволяют установить, какую церковь или монастырь имеет в виду источник. Выяснению принадлежности монастырю помогают как одновременные нелетописные источники (например, относительно Старого Вознесения церкви Николы на Завеличье, церкви Козмы и Дами-яна на Гремячей горе), так и источники XVI—XVII вв., правомерность обращения к которым основывается на неизменности статуса церкви как монастырской в течение XVI—XVII вв. Преобразование части этих церквей в приходские относится в основном к XVIII в.
Некоторые монастыри, приуроченные в литературе к XIV—XV вв., не вошли в список, так как известные источники не дают основания для их включения. Так, Амвросий в своей «Истории Российской иерархии» называет без каких-либо ссылок Домантов девичь монастырь, упраздненный, находившийся в Пскове и имевший три церкви: Рождества Божьей матери, Михаила архангела и Покрова Божьей матери (1398 г.). Вслед за ним. эту версию повторяет Е. А. Болховитинов отмечающий, что монастырь Домантовский Рождества Богородицы был создан в XIII в. князем Домантом. После этого многие авторы называли монастырь, не добавляя каких-либо обоснований в пользу его действительного существования и с полным доверием относясь к упоминанию его предшественниками. В источниках XIV—XVII вв. сведений о названном монастыре не имеется.
Сомнительность сведений, приводимых Амвросием, подтверждается: тем, что церковь Покрова, постройку которой он помечает 1398 г. действительно около этого времени была вновь построена в Домантове стене, но монастырской она никогда не называлась, и монастырей в Домантове стене не было. Возле нее, по летописи, известен храм Рождества