Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Несколько известий относится к устройству колокольни Троицы. В 1415 г. поставили каменный мост (помост?) колокольни. Упоминается о новых колокольнях, поставленных на новой стене на персях Троицы (1425 г.), на персях Крома (1465 г.). Видимо, строительство персей всегда влекло за собой перестройку колокольни. В ПЗЛ имеются сведения о том, что поставленная в 1425 г. деревянная колокольня была устроена на старом месте. Из этого следует, что место колокольни — на персях — было традиционным, во всяком случае начиная с XV в. На внешней стене Крома колокольня изображена на ряде икон (рис. 2; 4; 5) и на плане 1694 г. Кром не только считался местом Троицы,, но своими конструкциями был связан с ней и функционально, образуя; единый архитектурный ансамбль.

Положение колокольни на персях Крома недалеко от Троицкого собора, на хорошо обозреваемом высоком месте, определялось и тем, что-здесь до 1510 г. находился вечевой колокол. На иконе из часовни Владычного Креста и плане 1694 г. колокольня показана в восточной половине напольной стены Крома. По иконе Жиглевича труднее определить ее положение ввиду пространственного искажения. По росписному списку 1644 г. и сметной книге 1655 г. устанавливается, что Троицкая колокольня стояла почти в центре стены. Протяженность всей южной стены Крома в XVII в. равнялась 45 саженям с локтем, Троицкая колокольня была удалена от башни над Смердьими воротами на 22 сажени без чети, а от наугольной башни над проезжими воротами — немногим более чем на 23 с половиной сажени.

В 1417/1418 г. посадник Федос и псковичи намостили буевище около церкви и оградили тыном («тыном отыниша» — П1Л, ПЗЛ). Буевище можно понять как участок, принадлежавший Троице. Видимо, эта же территория имеется в виду под термином «буй» в духовной Акилины 1417/1421 гг., где упоминается «клеть... на городе верх одными двермы на боуи». Применение однокоренных топонимов в близком значении как аналогия употреблению слов «буй», «буевище» известно по летописи (например, Торг, Торговище).

Вероятнее всего, буевищем называлась площадь, прилегавшая к Троицкому собору. Замощение буевища и места возле церкви вызывалось не только тем, что Троица привлекала много людей на богослужение. Немаловажно в сообщении указание на участие всех псковичей в этом деле. Нам представляется, что.именно буевище было местом, где собиралось псковское вече, созываемое вечевым колоколом. Видимо, потребностями веча определялась и необходимость оградить буевище.

В 1419/1420 г. были наняты мастера для покрытия Троицы свинцовыми «досками». В 1421 г. эта работа была закончена. Через 45 лет появилась необходимость заменить покрытие церкви, и в течение 1465 — 1466 гг. «побита железом верх оу святей Троицы» (ГИЛ).

В 1466 г. был подписан «оу сторонних дверии с преду» притвор Троицы (П1Л).

Сообщения о строительстве церкви Троицы дают материал для характеристики ее микротопографии. Широкая, просторная по сравнениюс другими, улица вела на Кром. К Троице надо было подниматься в гору,миновав Домантову стену с несколькими храмами в ней. Объемами иформами церковь превосходила другие псковские храмы

Оглавление