Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
целования, видно, что торжественная церемония в соборе и целование креста на вече иногда даже разделялись во времени и происходили в разные дни. Это подтверждается и известием ПЗЛ о Василии Шуйском. Встретив князя, псковичи его «честно в дом живоначальныа Троица на князении посадили на столоу, а предвеликого князя воеводою Василь-ем Дятлем». После этого князь на вече говорил о срочных военных делах, и лишь через два дня (ср. П1Л и ПЗЛ), во «вторник князь псковьскои на вечи и крест поцеловал на всех псковьских послинах и старынах, ноября 25 день». Так же и Семион Романович: сначала его сажают на княжение в Троице, затем он целует крест на вече по пошлинной грамоте.
Единственная подробность, связанная с посажением в святой Троице, это то, что там имелся княжеский «стол» (1477 г. — ПЗЛ). В сообщении о торжественном приеме в Пскове сына великого князя в1461(1460) г. упомянут «стол великого князя». Возможно, при поса-жении князя знаменовали крестом, как это было с Юрием Васильевичем в 1461(1460) г. (ШЛ, ПЗЛ). Целование креста по пошлинной грамоте было клятвой перед вечем в соблюдении псковских законов.
В 1472 г., будучи в Пскове проездом, в церкви Троицы побывала царевна Софья, невеста великого князя. Здесь ее благословляли и пели за нее молебен.
Еще одно событие упоминает летопись — спуск вечевого («вечного») колокола Троицы 13 января 1510 г.
Свидетельства о строительстве и благоустройстве церкви падают в основном на столетие: от 60-х годов XIV в. до 1467 г. Сюда же следует отнести сообщение 1337 г. о проложении «пути пространного к святой Троице на город». Троица тут фигурирует как конечный пункт, цель
этого «пути».
В летописи подробно отражена разборка старой церкви и строительство новой в 60-х годах XIV в. В 1363 г. упал верх (барабан и перекрытия) Троицы, и началась выноска камня и «звука» (голосников?) В 1363/1364 г. производилась разборка стен: их разбивали, а «звук» сбрасывали в Великую. Верхние части стен, вероятно, не были нарушены полностью, судя по сохранению «звука». Остатки кладки собора XII в. в виде блоков из чередующихся рядов известняка и плинфы на-цемяночном растворе обнаружены недавно при раскопках у Троицкой колокольни. Они, видимо, были перемещены в ходе разрушения илиразборки старого здания. В 1364/1365 г. по старой основе была заложена новая церковь, которую возвели в 1366/1367 г.
В 1399 г. (ПЗЛ) бурей сломало и разбило крест Троицы. Новый, позолоченный крест установили в Троицын день в 1401 г.
В 1413 г. (а не в 1411, как ошибочно обозначено в Архивском 1-м списке летописи) был построен каменный притвор к церкви.