Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

В настоящее время сохраняется деревянная церковь Варвары на углу ул. Плехановский Посад и переулка «Искры».

Введения Богородицы. Как отмечалось, монастырь включен в список.предположительно. Харатейная данная, в которой упоминается лавра. Богородицы, была представлена при судебном разбирательстве в 1671 г.властями монастыря Введения «из-за Петровских ворот». По даннымXVI в., он стоял на Новгородской дороге, в Загородье, за Петровскимиворотами, над Псковой, на Петровской улице, в Песках. На планахПскова монастыря найти не удалось. Он есть, возможно, лишь на копии:иконы с изображением Пскова из Псково-Печерского монастыря (рис. 3)и иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста. Здесь, за Петровскими воротами, между Петровской улицей (Новгородскойдорогой) и Псковой, показаны две церкви в ограде, одна из которых, несомненно, Варваринская, так как она изображена на других аналогичных иконах и подписана на иконах из часовни Владычного Креста и-Жиглевича (рис. 2; 3; 5). Другая, несколько дальше от Петровских ворот, — скорее всего Введенская. Известные топографические данные непротиворечат этому предположению. Полустершаяся надпись на иконеиз часовни Владычного Креста может быть прочитана как «Введения». Церковь показана деревянной в деревянной же ограде с каменными воротами.   

В конце XVI в. Введенский монастырь связывали с именем какого-то Радослава (Введенский Радославль монастырь).

Монастырь Введения, если он все же существовал в XV в., находился вне города и вне посада.

Следы монастыря не сохранились.

Симеона в Печищах. Определение места монастыря облегчается тем, что других церквей и монастырей такого наименования в Пскове и окрестностях не было. Благодаря указаниям платежной книги 1585 — 1587 гг. мы знаем, что он находился на Завеличье, на Великой реке, на Железной горе, над Печищами. К настоящему времени топонимы Железная гора и Печища исчезли из употребления. Установить место монастыря удается благодаря плану 1821 г., в легенде к которому даны названия обозначенных церквей и монастырей. Церковь Симеона богоприимца и Анны пророчицы показана здесь на левом берегу р. Великой, против Выползовой слободы, южнее Мирожского монастыря 218. Развалины и полуподвальный погреб б. церкви Симеона богоприимца на Железной горке отмечены также на плане Пскова 1857 г. На иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста на том же участке берега р. Великой, что и на планах, изображен монастырь (церковь в ограде), видимо Симеоновский.

Что означают «Печища», над которыми находился монастырь, выяснить не удается. Это могла быть и маленькая деревушка, и остатки домов, от которых сохранились развалившиеся печи, и, наконец, ровная мель под водой в протекавшей рядом Великой.

Оглавление