Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Белецкий считает, что описанию 1699 г. соответствуют остатки храма 10 (рис. 7, 22; 9, 21; 17, 10). Но этому противоречат данные Описи 1701 г.

Церковь Богоявления, упомянутая под 1397(1398) и 1432 гг., находилась в Кстове  в углу стены 1374/1375 г., выходящем к Пскову. Топоним «Кстова» впервые упоминается в платежной книге 1585 — 1587 гг. Колокольня церкви Богоявления в XVII в. стояла на стене между Петропавловскими и Кстовскими воротами, а сам храм был «приделан к городской стене» рядом с колокольней. Возможно, топоним «Кстова» в XIVXV вв. не применялся. Мы вводим его здесь как признак отличия от других церквей Богоявления.

Место церкви Богоявления в Кстове обозначено на плане 1740 г., а на копии иконы из Печерского монастыря церковь изображена рядом с наугольной башней Среднего города, внутри него (рис. 3).

Место для церкви Богоявления на берегу Псковы выбрано не случайно. Праздник Богоявления связан с ритуалом освящения воды.

Каменная церковь строилась в 1397 г. одновременно с наугольной башней в стене 1374/1375 г. Время возникновения церкви неизвестно. Скорее всего основание относится к середине — второй половине XIV в., когда посад был огорожен стеной, так как случаи постройки приходских церквей вне стен очень редки. В 1432 г. был построен новый придел.

Следов церкви на поверхности сейчас не осталось. На углу улиц Красных Партизан и В. Воровского еще сохраняются остатки стены Среднего города, относительно которой можно точнее рассчитать положение исчезнувшей церкви.

Церковь Афанасия в Домантове стене. Место церкви точнее пока не определяется. В описании 1699 г. нет указания на какие-либо характерные признаки. Окулич-Казарин определил как Афанасьевскую церковь в южной части Домантовой стены, но оснований такой атрибуции не привел. В. Д. Белецкий считает, что церковь была поставлена рядом с храмом Димитрия Солунского (рис. 9, 37).

Церковь Афанасия построена в 1407 г. во время мора в один день (деревянная) «по замышлению» князя Константина. В 1438 г. совершена каменная церковь Афанасия. В 1483/1484 г, церковь восстановили в том же камне после разрушения («ионе же обе распадошася» — о ней и церкви Николы на Волку). Пример церкви Афанасия показывает, что основание церквей в Домантовой стене продолжалось и в XV в.

Церковь Спаса на Торгу. Указания источников XVI

Оглавление