Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

в., здание церкви не восстанавливалось. Церкви, раскрытые раскопками под Рождественской батареей, все сохранили степы на небольшую высоту, за исключением здания с южной стороны храма 8 (рис. 7, 20, 20а; 9, 19, 19а). В. Д. Белецкий считает его приделом храма 8. Еще до раскрытия остатков церкви Г. Я. Мокссв локализовал здесь церковь св. Духа, что представляется нам приемлемым.

Церковь Преображения Спаса у Старого костра — возле стены 1309 г., на пересечении линии этой стены и Великой улицы (рис. 7, 21; 9, 20). Место церкви удается определить путем сравнения планов Пскова 1740 и 1857 гг. Она стояла внутри стены и изображена на планах XVIII в. на той же стороне Большой улицы (термин офицерских описей), что и церковь Михаила архангела (рис. I). Стоящей на Великой улице называет церковь и платежная книга 1585—1587 гг. Церковь занимала важную позицию при въезде в город и стояла на главной улице Пскова.

Время возникновения церкви неизвестно. В 1383/1384 г. отмечена постройка каменной церкви, в 1438 г. вновь была поставлена каменная церковь. Возможно, в 1441 г. отсюда начался мор («из заоулка ис Пустынкя от каменои Христове» — П2Л). В 1453 г. церковь Спаса называется как один из объектов пожара. В 1478 г. у церкви Спаса у Старого костра был погребен посадник Алексей, скончавшийся под Новгородом. В 1793 г. церковь упразднили и вскоре должны были разобрать 448.

Церковь Феодора Тирона находилась в Домантове стене, по свидетельству платежной книги 1585—1587 гг., в которой упомянута харатейная данная грамота 1446/1447 г., принадлежащая этой церкви449. Никаких других свидетельств о церкви не имеется.

Церковь Рождества Исуса Христа в Домантове стене — в восточной части этой территории, севернее церкви Покрова Богородицы (рис. 7, 22 или 16; 9, 21 или 15). Местоположение определяется по названию Рождественской батареи и летописному известию о постройке церкви Покрова между церквами Рождественской и св. Духа. Одна из церквей, изображенных в ряд у восточной стены Домантова города на иконе Сретение Богородицы и Печерекой (рис. 2; 3), является церковью Рождества Христова.

В 1387/1388 г. была заложена каменная церковь. В 1401 г. здесь был погребен посадник Захарий Костроминич. Его гробница сохранялась в церкви еще в 1699 г. Возможно, к этой церкви относится свидетельство 1432 г. о покрытии храма чешуей и устройстве нового притвора. В 1477/ /1478 г. верх церкви «побита железом»  и «всю церков  прикрыша».

До недавнего времени церковь находилась под насыпью Рождественской батареи. В настоящее время она раскрыта раскопками. При атрибуции храмов в этой части Домантовой стены важно учесть ряд признаков церкви Рождества, указанных в описании 1699 г.: придел (Образа Нерукотворного), фресковая живопись (вверху), притвор на правой стороне, паперть, погреб под приделом. Кроме того, на западной стене придела была колокольня каменная «о трех столбах», а на полатях в церкви — палатка с ларцом, где хранились церковные документы. В. Д.

Оглавление