Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

расположение монастыря Пантелеймона дальнего. Находясь на правом берегу Великой, при впадении в нее Черехи, он контролировал путь по Черехе и Великой, связывавший Псков и Новгород, сухопутную дорогу к Пскову, в частности, от Выбутских порогов на Великой, где обычно стремилось переправиться вражеское войско, следующее к Пскову… Положение монастырей у дорог объясняет, почему многие из них оказались вблизи ворот при строительстве крепостной   стены в XV в.

Благодаря удобному положению на дорогах, монастыри могли выполнять и некоторые стратегические функции. Едва ли они ввиду малых размеров служили защитой городу, но некоторые из них были своеобразными заставами на подступах к городу и могли извещать о приближении неприятеля. Во время военных действий монастыри часто поджигались неприятелем или, может быть, даже псковичами (известны случаи, когда псковичи поджигали посад на Завеличье при появлении врага). Понятно в связи с этим, что при строительстве новой линии укреплений в 1465 г. псковские власти решили включить ближайшие к посаду монастыри в пределы стены. Видимо, положение монастырей, стоявших на краю посада, определило место прохождения стены. Это касается   таких   монастырей,   как   Покровский,  от которого  началась закладка стены, Козмы и Дамияна на Утоплениках, Старое Вознесение, Трех святителей, Михайловский, Николы в Песках, Козмы и Дамияна на Гремячей горе. Они находились у самой стены с внутренней стороны. Монастыри, отстоявшие немного дальше от посада, — Варвары, Лазаря, не вошли в огражденную территорию: для этого требовались большие дополнительные расходы.

И в росте посада, и в выборе места для монастырей была взаимосвязанная закономерность: посад разрастался вдоль водных и сухопутных дорог; на этих же дорогах стояли монастыри. Понятно, что в конце концов они сблизились.

Как удается проследить, большинство монастырей было расположено на возвышенных местах — высоких берегах рек, горках. Исключение составляли немногие, в частности, монастырь Трех святителей на Болоте. Вероятно, монастырские постройки были заключены в ограду. На иконах с изображением Пскова монастыри, в отличие от приходских церквей, показаны в ограде (рис. 2—5).

С какой бы стороны ни подъезжал путник в Пскову, его встречала своеобразная архитектурная увертюра в виде монастырей, возвышавшихся тут и там вдоль дороги и предвещавших близость города. О выразительности этой картины говорят сохранившиеся монастырские церкви, до сих пор удивляющие гармоничным сочетанием с окружающим ландшафтом.

XIVXV века были временем подъема монастырского строительства. Мы судим об этом не столько по фактам основания монастырей, которые в большинстве скрыты от нас летописью, сколько по частым упоминаниям о возобновлении и постройке храмов в монастырях. Рядом с Псковом продолжали существовать старые и возникали новые монастыри. Основателями монастырей и вкладчиками были бояре, посадские люди Пскова, монахи. В XIVXV вв., а для ряда монастырей и раньше, в результате пожалований разного рода оформлялось монастырское феодальное землевладение. Наряду с исполнением религиозных функций монастырь управлял большим или меньшим хозяйством, доходы с которого обеспечивали монастырский «штат» и монашествующих. 'Большая часть псковских загородных монастырей имела, по-видимому, келлиотский устав, по которому чернецу или чернице предписывалось «особое житие».

Оглавление