Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
Сохранились церковь Рождества Богородицы, трапезные палаты с церковью Николы, «святые врата» XVII в. и ряд поздних построек.
Пантелеймона (дальний Пантелеймон). «На 5 верст» от города, на правом берегу Великой, при впадении в нееЧерехи. Обозначение «дальний» в летописи впервые употреблено под 1396 г. и означало существование другого, «ближнего», монастыря Пантелеймона (см. Пантелеймон на Красном дворе). Но дата 1396 г. не является определяющей, так как то же значение имело уточнение «на 5 верст», известное гораздо раньше (1313г.) Мужской.
Монастырь располагался на одной из главных дорог, подходивших к Пскову с юга и востока, так как имеются неоднократные упоминания о проводах до него (1340/1341 г.) и встрече возле него (1448/1449, 1453, 1477 гг.) князей и владыки.
В конце XVI в. он стоял «на Бору» (в «Бору», с «Бору»), и, видимо, эту же подробность его расположения можно отнести к более раннему времени.
Сейчас видны лишь развалины церкви, взорванной фашистами. Они возвышаются на 1,5—2 м и задернованы. Сохранившиеся колокольня и одноэтажная постройка относятся к первому-второму десятилетиям XX в.
Пантелеймона на Красном дворе. О положении монастыря на Поло-нище узнаем из упоминания писцовой книги 1585—1587 гг. Болхови-тинов ничего больше не сообщает о его месте, И. И. Василеву оно также не было известно. На плане И. Ф. Годовикова 1857 г. с церковью Пантелеймона на Красном дворе связан фундамент в саду Окунева. Ф. А. Ушаков помещал церковь Пантелеймона на Красном дворе там же. Н. Ф. Окулич-Казарин, использовавший планы Годовикова и Ушакова при работе над «Спутником по древнему Пскову», указывал на развалины этой церкви в 270 шагах от церкви Георгия со Взвоза по направлению к Покровской башне. На основе этого наблюдения и, возможно, устной традиции- Окулич-Казарин считал Пантелеймоновской церковь, обозначенную на плане 1740 г. на Лолонище, против Спасо-Мирожского монастыря. Возражений против такой атрибуции нет (рис. 16, 3).
Обозначение «на Красном дворе» («с Красного двора» — вариант писцовой книги 1585—1587 гг.) могло, как нам кажется, касаться и самого монастырского двора, и существовавшей ранее на его месте или одновременно рядом с ним какой-то примечательной постройки. Упоминаемая Болховитиновым и Василевым Красная улица, на которой якобы стоял этот монастырь, в источниках не встречена. Мужской.
Сравнение известий о двух псковских Пантелеймоновских монастырях позволяет сказать, что оба они существовали уже в начале XIV в., о чем косвенно говорит уточнение «на 5 верст» при упоминании монастыря Пантелеймона в записи на Паримейнике 1313 г. В течение всего XIV в. монастырь Пантелеймона, на Красном дворе находился за пределами посада, следовательно, и основан он был вне посада. Отдаленный участок Полонища, на котором он располагался, включился в посад в