Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Каждый монашествующий сам «строил» себе келью и питался отдельно. Так на монастырском дворе возникали отдельные деревянные постройки, описание которых мы находим в документах XVIII в.

Некоторые монастыри жили в XIV в. по общежитийному уставу. Таким был Снетогорский монастырь Рождества Богородицы. В общежитийных монастырях запрещалось иметь личную собственность, даже одежду выдавал игумен. Вклады, все, приобретаемое монахом, становилось собственностью монастыря. Предписывалась общая трапеза. Но отступления от устава были частыми, что видно из содержания Уставной грамоты суздальского архиепископа Дионисия Снетогорскому монастырю о соблюдении правил иноческого общежития. Возможно, со времени основания общежитийный устав существовал и в Никольском монастыре, на Волку, названном общим в платежнице XVI в. Это беглое упоминание лишний раз подчеркивает, что большинство псковских монастырей не были общими, т. е. и в XVI в. жили по келлиотскому уставу.

Изучение топографии монастырей позволяет сделать следующие выводы:

1.         В XIVXV вв., как и в предшествующее время, в Пскове существовала традиция ставить монастыри за городом и посадом. Видимо, эта закономерность, установленная для подавляющего большинства псковских монастырей, может быть распространена и на те из них, соотношение которых с посадом в момент первого упоминания неизвестно, а также на те, что уже входили в состав посадской территории.

2.         Монастыри располагались в разных частях загородной территории: к югу и юго-востоку от Пскова, на Запсковье, Завеличье—в окрестностях псковского посада, как правило, у сухопутных и водных дорог. Больше всего их было на Полонище и в Поле к югу от города, по обеим сторонам от Великой улицы и по правому берегу р. Великой (15 монастырей).

3.         Размещение монастырей у дорог, многие из которых продолжали улицы Пскова, и вдоль рек Великой и Псковы, т. е. по направлениям роста псковского посада, говорит о прочных взаимоотношениях с Псковом. Отрешение от мирской суеты соблюдалось формально: монастырь основывался за городом, но при этом связь с городом, на пожалования и вклады жителей которого могли рассчитывать монастыри, не обрывалась.

4. В конце

Оглавление