Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Учитывая, что объединение соседей обычно имело не только моральную, по и экономическую основу, считаем возможным предположить традиционность связей семьи Тимофея Васильевича с Воскресенским приходом и считать упоминаемую в 1424 г. церковь Георгия приделом Воскресенской церкви.

О существовании самой церкви Воскресения имеются достоверные данные, относящиеся к началу XIV в. В приписке на пергаменном Апостоле из Духовского монастыря говорится: «В лето 6... индикта... в... месяца ноября в 19 день, на память святого пророка Авдия, доконцаны быша кпигы си при архиепископе Новгородьскомь Давиде, при великом князи Новгородьскомь Михаиле, а пльсковскомь Иван Федоровичи, а посадииче Борисе; а псал Максим, а мирьское имя Станимир, сын Павла, попа святого Воскресения». Судя по продолжению записи другим почерком, книга была передана в церковь Воскресения сыном Мак-сима-Стапимира — старостой этой церкви. А. Покровский на основе анализа упоминаний владыки, князей и посадника Бориса считает возможным датировать Апостол 1309—1312 гг. Эта датировка требует уточнения. В приписке говорится о том, что книга была списана 19 ноября. 1312 год исключается, так как посадник Борис умер в лето 6820 г., первого июля или июня. Следовательно, в 1309—1311 гг. церковь Воскресения уже существовала.

Церковь имела придел Георгия, построенный, вероятно, не позднее начала XV в. По описанию 1699 г. можно судить, что у главной и придельной церквей были каменные паперти. К церковной паперти была «приделана» каменная колокольня с четырьми колоколами. В приделе-Георгия описью 1699 г. упомянута гробница благоверного князя Георгия (у правого крылоса). Трудно сказать, какой князь имеется в виду. Юрий Витовтович, похороненный псковичами с большими почестями в 1349 г., был положен в церкви Троицы. Возможно, в связи с постройкой Троицкого собора в конце XVII в. гробница князя была временно-перемещена в церковь Воскресения.

Церковь была упразднена в 1793 г. и оставлена наряду с Димитри-евской и Мироносицкой в ведении епархиального начальства. Она,, возможно, как и Димитриевская, не разбиралась еще много лет. Во всяком случае, церковь должна была попасть на планы, XVIII в. На плане конца XVIII в. в Домантове стене изображены три приходских церкви,, одна из которых определенно Димитриевская, а две другие показаны западнее, в северо-западной части Дсмантовой стены (рис. 1). Вероятно, одна из них — Воскресенская. На иконе Жиглевича XVIII в. в Домантове стене обозначена лишь одна церковь, помещенная в центре западной части этой территории, и она сопровождается надписью «Воскресение» (рис. 4; 5). На иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста сохранились остатки надписи над церковью в северной части Домантовой стены. Остатки этой надписи («хра...кре...») переданы на копии Горностаева (рис. 2.). Некоторое пространственное искажение не позволяет точно соотнести данные икон и плана конца XVIII

Оглавление