Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

вв. Пролог переписывался Андреем, попом Микулинским, и сыном, его Козьмой. Покровский знал летописное известие с именем Андрея, попа св. Николы, участника псковского посольства 1327(1329/1330) г. к Ивану Калите, однако не считал возможным на основании одного этого факта датировать Пролог временем около 1329/1330 г. Есть, однако, дополнительные доводы в пользу такой датировки.

Покровским опубликованы приписки некоего Козьмы, списывавшего Паримейник для Пантелеймоновского дальнего монастыря (1313 г.) и Пролог для монастыря Климента (без даты). Анализ стиля приписок и почерка писца позволил Покровскому установить, что книги переписаны одним лицом. Для нас интересно, что в приписке к Прологу Козьма называет себя поповичем и что жил он одновременно с попом Андреем (1329/1330 г.). Это редкое совпадение не случайно и заставляет считать Козьму поповича, переписчика Паримейника и Пролога для Климентовского монастыря, сыном летописного попа Андрея. Содружеству этих переписчиков — отца и сына — и обязан своим появлением Пролог, написанный для церкви Воздвижения. Предварительное сличение почерков этого Пролога и Паримейника 1313 г. говорит об их сходстве, но требуется палеографическая экспертиза.

Когда именно в течение первой половины XIV в. переписывался данный Пролог, не устанавливается, и 1329/1330 год считается датой первого упоминания церкви, так как под этой датой в летописи подтверждается факт священничества Андрея в церкви Николы.

Положение церкви выясняется благодаря многократным упоминаниям ее в источниках XVIXVII вв. как стоящей на Государеве дворе и изображениям на планах XVIIXVIII вв. на Пушечном дворе.

Княж двор с церковью Воздвижения на нем располагался к югу от Домантовой стены, на берегу р. Великой. На плане 1740 г. церковь не значилась, на плане конца XVIII в. ее уже нет (рис. 1), так как в 1771 г. она была разобрана для сооружения контрфорсов у Троицкого собора.

Церковь Воздвижения на княжем дворе, о строительстве которой упоминает летопись под 1383/1384 г., существовала, судя по записям на рукописных книгах, и в первой половине XIV в., видимо, на том же месте. В 1383/1384 г. была построена каменная церковь.

Соображениями, высказанными относительно первоначального упоминания церкви Воздвижения Честного Креста, определяется положение двух следующих в списке: Николы на Всосе (Усохе) и Николы над Греблей.

Церковь Николы на Всосе, оу Вопоки Опоцком конце)

Оглавление