Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

в., фундамент и нижняя часть стен которой прослеживаются и сейчас во дворе школы по ул. Р. Люксембург.

Подытоживая сказанное о Никольских монастырях на Завеличье, отметим, что недостаточность наших знаний о посаде на Завеличье в XV в. не позволяет более или менее точно определить соотношение монастырей с территорией посада. Некоторые предположения можно допустить лишь в отношении Никольского монастыря на Изборской улице. Указания грамот на то, что он находился на Могилке, Могильнике, совершенно не повторяются в позднейших источниках XVIXVII вв. Видимо, этот топографический признак изжил себя в XVI в. Необычность такого указания для псковских источников, при наличии, в XIVXV вв. моги-лия у каждой церкви, говорит о необычности самого могильника.

Знамения Богородицы в Поле за Старым Вознесением (женский,, 1465 г.— за новою стеною). Летописное свидетельство об основании монастыря ясно указывает на расположение его в момент создания. (1421 г.) в Полете вне города и посада. После постройки деревянной стены вокруг посада в 1465 г. монастырь находился «за новою стеною». Термин «Застенье», словоупотребление «за стеной» в псковских летописях чаще используются для обозначения пространства внутри стены, но в контексте известия 6974 г. предполагается значение «вне стены».

Известия 1421 (1420) и 1465 гг. позволяют определить, что монастырь стоял на той дороге, которая подходила к Пскову со стороны Старого Вознесения. Здесь псковичи встречали чудотворную икону из Чир-ской церкви в 1420 г., в честь чего и был создан монастырь; по этому же традиционному пути (через Пантелеймонов дальний монастырь к Старому Вознесению) прибыл в Псков в 1465 г. владыка Иона. Указание П2Л, что чудотворную икону встречали «за Старым Възнесением, иде же и ныне крест в тыноу», как и другие сообщения, говорит о том, что монастырь должен был находиться недалеко от Старого Вознесения, у стены Окольного города.

Знаменский монастырь не отражен в изображениях Пскова на иконах и на планах Пскова XVIIIXIX вв. Вероятно, он был рано упразднен, а его постройки разобраны. Весьма возможно, что причиной явились пожары XVIXVII вв. или строительство земляных укреплений в Петровское время.

Исследователи, писавшие о Знаменском монастыре, или не указывали его местоположения, или не обосновывали свою точку зрения. Бол-ховитинов и Окулич-Казарин считали, что в XV в. церковь Знамения стояла в Старовознесенеком монастыре, хотя летописи указывают на положение ее в Поле, за Старым Вознесением. Годовиков и Ушаков помещали монастырь на месте часовни Красного Креста (до вто

Оглавление