Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

      До Великой Отечественной войны сохранялась каменная церковь монастыря, В войну она была разрушена фашистами, и выше поверхности земли никаких следов ее не осталось.  Старожилы указывают лишь место церкви: на углу улицы. Западной и Горной.

Степана (Стефана) на лугу. На Завеличье, на берегу Великой, немного ниже Ивановского монастыря (рис. 16, 26). Постройки монастыря сохранялись еще в начале XIX в. и отмечены на плане 1821 г. К середине XIX в. от церкви Стефана оставались лишь развалины. Память о месте монастыря сохранилась в названии Степановского (Сте-фановского) лужка:

В 1480 г. здесь расположились станом немцы, пришедшие под Псков «в снеках» (П1Л, ПЗЛ).

Монастырь находился за пределами посада Пскова. В настоящее время на ровной площадке Стефановского   лужка нет никаких внешних признаков старых монастырских построек.

Спаса Надолбин. Подробных данных о топографии монастыря источники не сообщают. Из свидетельства 1480 г. П1Л узнаем, что немцы, расположившиеся станом на Завелицком поле и в Стефановском монастыре, усердно пытались овладеть Запсковьем, подъезжая в нему «в снеках». боевых и «поушками бьючи и со иным замышлением». Псковичам удалось отбить одну немецкую шнеку, а другую уничтожить «под святым Спасом Надолбина монастыря» (П1Л). Отсюда следует, что монастырь находился на Запсковье, недалеко от берега Великой.

П2Л сообщает некоторые дополнительные подробности происходившего. Решительная схватка с немцами и пленение шнеки произошли после того как немцы «межю святого Лазаря и святого Спаса в логоу приставше, хотеша на брег вылести». Следовательно, монастырь Лазаря также находился на Запсковье, а между монастырями имелся лог.

Точное местоположение Спаса Надолбина монастыря определяется с помощью изобразительных источников и планов. На иконе Сретение Богородицы из часбвни Владычного Креста он показан в ряду других церквей и монастырей, расположенных вдоль главной улицы Запсковья (Большой), между Воскресенским и Ильинским монастырями, ближе к последнему. Справа, над изображением монастыря, — надпись «Спаскои мнтр» (рис. 2). На иконе из Псково-Печерского монастыря эта же церковь в ограде (как обычно показывались монастыри) несколько отодвинута вглубь от улицы, как и Ильинский монастырь (рис. 3). Сравнение изображения на иконе из часовни Владычного Креста с планом 1740 г. позволяет найти церковь на более точно выполненном плане. Атрибуция церкви как Спасской Надолбина монастыря, предложенная Оку-личем-Казариным, бесспорна. Она подтверждается рядом планов XIX в. На плане 1821 г. церковь Спаса Преображения показана на Спасской улипе, недалеко от ее пересечения с Нарвской. К 1831 г. церковь была уже разобрана. Место фундаментов отмечено Годови-ковым на плане 1857 г., а чертеж церкви, найденный в бумагах губернского архитектора Ф. Ябса, также вошел в состав атласа.

Оглавление