Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
Христова, также не монастырский. Единственный известный нам монастырь Рождества Богородицы, одновременный Довмонту, это Снето-горский, братия которого пострадала в 1299 г. от нападения немцев. В житии Довмонта (средняя редакция, составленная не ранее 1537 г.) говорится о создании Довмонтом каменного храма в обители Богородицы вместо сожженного немцами. Если это сообщение достоверно, то оно имеет прямое отношение именно к Снетогорскому монастырю, разоренному в 1299 г. Правда, каменная церковь в нем была заложена и построена только в 1309/1310—1310/1311 гг., но, может быть, и на средства, пожертвованные Довмонтом. Однако источники не называют Снетогор-ский монастырь Домантовским. Он не был девичьим. Монастырь с таким наименованием не отмечен и в капитальном труде В. В. Зверинского, что убеждает в правильности нашей позиции.
В список не включен монастырь мученика Евстратия и дружины, который, по мнению Болховитинова, упоминается под 1447 г. и находился на Запсковье у Гремячих ворот. Евстратьевский монастырь впервые упоминается лишь в конце XVI в. В середине Х1Хв. еще были видны развалины церкви Евстратия, стоявшей, по мнению И. Ф. Годовикова, на подворье Крыпецкого монастыря.
Представляется также неверным определение как монастырских церквей Варвары со Усохи и Образа с Запсковья.
Предлагаемые списки претендуют на полноту постольку, поскольку это касается источников XIV—XV вв. Не исключено их пополнение — главным образом за счет церквей и монастырей, известных по источникам XVI—XVII вв.
Взаиморасположение монастырей в приведенном списке определялось по дате их первого упоминания. Исключение составляет монастырь Вознесения (Старое Вознесение). В летописи он впервые упоминается под 1420 г., а в списке стоит между монастырями Пантелеймона на Красном дворе (1343/1344 г.) и Козмы и Дамияна на Гремячей горе (1382/1383 г.). Существование Старовознесенского монастыря в середине XIV в. подтверждается косвенными данными, в частности, упоминанием Нового Вознесения, в записи 1375/1376 г. на Шестодневе из Типографской библиотеки. Основание монастыря относится, как доказал Л. А. Творогов, к более раннему времени, не позднее рубежа XIII—XIV вв.
Расположение монастырей в списке в некоторой мере условно, таккак мы, как правило, не знаем дат их основания. Иногда первое упоминание о строительстве главной монастырской церкви является сокращенным известием об основании монастыря (монастыри Знаменский иБлаговещенский). .