Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
На Завеличье, против Полонища, на берегу р. Великой ниже устья р. Мирожи (рис. 16, 5). Существовал уже в первой половине XIV в. (по приписке на Прологе XIV в. из Патриаршей библиотеки, написанном тем же почерком, что и Паримейник 1313 г. для Пантелеймо-новского монастыря). В это время монастырь скорее всего был вне посада. Мужской.
Сохранилась церковь.
Новое Вознесение. На Полонище, в его центральной части, на горке (рис. 16, 6 ). В последней четверти XIV в. монастырь стоял вне города и, вероятно, на краю посада, развивавшегося за пределами стены 1374/1375 г. Самый приближенный к центру Пскова из монастырей Полонища. В XV в., с постройкой стены 1465 г., был включен в состав городской территории.
Впервые упомянут в записи 1373/1374—1375 гг. на Шестодневе из Типографской библиотеки («псковичи гадають град Пскова прияти на Новое Възнешение»). Определение «Новое» дано в соотношении с более ранним Старовознесенским монастырем.
В платежной книге 1585—1587 гг. назван стоящим у Нового Креста, на Романихе.
В настоящее время сохранилась церковь (в глубине Некрасовской ул., возле здания областной детской библиотеки).
Петра и Павла на Сиротькине. На правом берегу р. Великой, между Снетогорским монастырем и Псковом, примерно в 3 км от Снетогорско-го монастыря (рис. 16, 9).
Не исключено, что именно он упомянут в известии о нападении немцев на Псков в 1299 г. («Петр и Павел на брезе»), хотя может подразумеваться и одноименная приходская церковь. В XIV в. существовал несомненно.
В течение XIV—XV вв. и последующего времени монастырь находился вне города и посада. Мужской. Сохранилась церковь.