Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
довольно часто назывался еще монастырем Василия Великого, так как перечисление трех святителей (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) обычно начиналось именно с этого святого. Отсюда другая разновидность сокращенного названия данного монастыря — Трехсвятительский Василия Великого (женский),— встречающаяся в делах XVII в.
Употребление разных вариантов одного названия ввело в заблуждение исследователей. Так, Болховитинов в списке монастырей называл независимо друг от друга монастыри Трехсвятительский с Болота и Васильевский с Болота, причем, последний помещал близ церкви Спаса с Усохи. На самом деле такой церкви Спаса не существовало. Ошибку Болховитинова повторяли и позднее без убедительных оснований. Василев локализовал Васильевский с Болота монастырь недалеко от церкви Георгия со Взвоза, по развалинам какого-то здания. Трехсвяти тельский монастырь он считал особым и размещал его верно, как и на плане 1821г.
Ушаков и Окулич-Казарин без должных оснований пюмещали церковь Василия с Болота в районе Нового торга, за церковью Покрова от Торга. Место церкви Трех святителей они показывали там же, где и другие исследователи. В 1417—1421 гг., когда монастырь впервые был упомянут в источниках,он находился загородом. Он был одним из крайних объектов, вошедших в состав территории, окруженной стеной 1465 г. Следовательно, в середине XV в. монастырь находился если не вне посада, то на краю его. Естественно предположить, что он возник вне посада.
Варвары. За городом, в Песках на левом берегу Псковы, вне крепостных стен. В конце XVI в. его называли стоящим за Петровскими воротами («из-за Петровских ворот»), на Петровской улице на Всполье, на Новгородской дороге. Эти указания позволяют предположить, что и в XV в. он стоял на той же дороге, проходившей через Петровские ворота стены 1374/1375 г., а позднее — через соответствующие им (также Петровские) ворота Окольного города (рис. 16, 17).
В грамоте XV в., где содержится упоминание монастыря Варвары, не сказано, какой именно монастырь имеется в виду. Но грамота эта была представлена при судебном разбирательстве в 1679 г. игуменьей монастыря Варвары «из-за Петровских ворот». Земли, упомянутые в грамоте, назывались пустошью Филипповской и во время описания 1585 г, были обманным путем записаны за Варварой со Усохи, хотя по грамоте им владел монастырь Варвары «из-за Петровских ворот». Эти наблюдения позволяют со всей определенностью сказать, что монастырь Варвары, упомянутый в грамоте, — это монастырь «из Песок», «из-за Петровских ворот». Монастыря Варвары со Усохи не существовало, но эта церковь в XVII в. иногда называлась монастырской, так как была приписана к Святогорскому Успенскому монастырю. В XV в. монастырь находился вне города и посада.