Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Церковь Троицы. Первое упоминание церкви Троицы связано со смертью князя Всеволода Мстиславича и погребением его в церкви, созданной им. В П1Л это известие помещено под 6640(1132/1133) г. и приводится в ряду других, начиная с изгнания Всеволода из Новгорода, и 6645(1137/1138) г. В П2Л и ПЗЛ об изгнании Всеволода из Новгорода и его смерти 11 февраля в Пскове сообщается под датой 6646 г. Точная хронографическая дата смерти (1138 г.) устанавливается при сравнении с Новгородской первой летописью, где известие о смерти приурочено к 6645 г. (по мартовскому стилю). Таким образом, в датах П2Л и ПЗЛ   обнаруживается   превышение на единицу.

Церковь Троицы упоминается как место погребения Всеволода лишь П1Л и П2Л. ПЗЛ называет церковь Димитрия. Независимо от того, где в 1138 г. был погребен Всеволод, за недолгое время, что он пробыл в Пскове, не мог быть построен каменный храм. Как бы ни решался этот вопрос, несомненным кажется существование церкви Троицы к 1138 г. Об этом говорят традиции, связанные с Троицким храмом как патрональным для Пскова.

Отсутствие регулярных местных записей XII и XIII вв. делает невозможным точное определение даты постройки первого каменного собора. Наиболее убедительна точка зрения Н. Н. Воронина и П. А. Раппопорта, которые связывают строительство Троицкого собора в камнес канонизацией Всеволода и приводят убедительные аргументы впользу датировки первоначального каменного храма началом 90-х годов XII в. В изучаемое время мы встречаемся с известиями о каменном храме Троицы.

Церковь находилась на высокой части мыса при слиянии Псковы и Великой. В XIV и XV вв. она включалась в комплекс детинца (Крома). Об этом впервые узнаём из свидетельства 1337 г. о проложении «пути   пространного» к святой   Троице «на город».   Ряд последующих свидетельств, относящихся к XV в. (1449, 1453, 1459 гг.), содержат упоминания о детинце (Креоме) как «месте» св.. Троицы 26в. Все они связаны с описанием пожаров и совершенно однотипны. В качестве примера приведем сообщение П1Л, относящееся к 1449 г.: «В лето 6958. Посла бог казнь за оумножение грех наших: погорел весь Псков, месяца октября в 22, ... а детинца оублюде бог святая Троица своего места». Подобные добавления характерны для П1Л, лишь раз встречены в ПЗЛ (1450 г.) и ни разу — в П2Л. К тому же, приходятся они на 40-е и 50-е годы XV в. Видимо, здесь отразилась особенность в летописании или редактировании известий 40—50-х годов, присущая П1Л.

Положение Троицкого собора сейчас известно: он находится в центре южной возвышенной части Крома. Считается, что сохранившееся здание XVII в. возведено на старой основе, т. е. на месте здания 1365—1367 гг. В свою очередь церковь 1367 г., по летописным сведени

Оглавление