Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
Остатки монастырской церкви находятся, по свидетельству многих местных жителей, под домом и во дворе дома № 13 по ул. Завеличенская Набережная (переименована из Усановки, а до революции несколько домов объединялись «в деревню Симеонщина). Хозяин дома рассказывает, что рядом находят человеческие кости. У ворот на поверхности прослеживается кладка алтарной части церкви.
Монастырь находился вне города и посада (рис. 16, 23).
Козмы и Дамияна на Утоплениках. В летописи под 1544 г. в сообщении о пожаре говорится, что «на Полонищи погоре Якиманьская улица и монастырь Аким и Анна и чюдотворцы Козма и Демьян на Оуто-плениках». Благодаря этому известию мы узнаём, что монастырь находился на Полонище, на Якиманской улице или рядом с ней. О положении его на Полонище сообщает и платежница 1585—1587 гг. Происхождение названия «на Утоплениках» не совсем ясно; скорее всего монастырь обязан этим названием непроезжей грязи, топкому месту, имевшимся поблизости. Во время опустошительного пожара 1609 г. монастырь был одним из немногих объектов, которые благодаря своему крайнему положению не горели («разве не погорели ль три монастыри во граде: Козьма и Дамьян на Гремячие горы, да Никола в Песках, да Козьма и Дамьян на Утоплениках, да на Проломе не много храмов»). Указание «во граде» позволяет считать, что монастырь находился в пределах стены Окольного города.
Ушаков и Окулич-Казарин видели остатки церкви Козмы и Дамиянана Утоплениках в развалинах каменного здания с внутренней стороныОкольного города, между Свинузскими (Свиными, Свинорскими) и Великими воротами. Возможно, они опирались при этом на план Пскова1821 г., на котором церковь значится в том же месте. Эта локализациясоответствует данным источников. Итак, монастырь Козмы и Дамиянана Утоплениках находился на Полонище, недалеко от Якиманской улицы (подходила к Свинузским воротам), с внутренней стороны пятойкрепостной стены Пскова, между Свинузскими и Великими воротами(рис. 16,24).
В период первого упоминания в источниках (1469—1485 гг.) входил в состав территории, защищенной деревянной стеной 1465 г. Видимо, возник он до 1465 г. Его крайнее положение у самой стены позволяет предположить, что тогда он находился вне посада. Об этом же говорит и положение его в глубине улиц (Якиманской и Великой).
В настоящее время развалины монастырской церкви, заросшие травой, возвышаются у стены Окольного города в указанном месте, на ул. Свердлова.
Флора и Лавра. На р. Великой (над р. Великой), в Поле. Следует считать, что монастырь стоял в поле к югу от Окольного города, так как при упоминаниях поля на Завеличье или Запсковье делалась специальная оговорка. Определить местоположение монастыря точнее не удается. Болховитинов, основываясь на неизвестном нам источнике, отмечает, что под 1581 г. церковь Флора и Лавра названа стоящей у Песков, за Великими воротами, у Камня. Такая локализация в целом не противоречит имеющимся данным, но положение «Камня» также неизвестно.
Монастырь был основан до 1469 г. и стоял вне посада.
Спаса на Промежице.