Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

поставлена она на Запсковье. При этом название церкви не указывается, но восстанавливается по данным других списков и редакций. Это явная ошибка, которая проверяется текстом ПЗЛ. Здесь ни в Строев-ском, ни в Архивском 2-м списках нет указания на положение церкви в Запсковье. А ведь составителем летописного свода середины XVII в., представленного Архивским 2-м списком, был богоявленский дьячок из Бродов Андрей Ильин (Коза). На иконе Жиглевича Богоявленской в Бродах также названа церковь на левом берегу Псковы (рис. 4; 5).

О существовании церкви Богоявления на левом берегу Псковы говорят некоторые позднейшие объекты, обозначенные на плане Пскова 1740 г.: Богоявленские ворота и батарея. Против батареи в 1740 г. существовала мельница («против мельниц в Бродах» отмечалось и положение церкви в летописи). Много мельниц было на этом участке Псковы и в XVI в. Важно, что Бродами никогда не назывался правый берег Псковы.

Итак, церковь Богоявления в Бродах стояла на Полонище, на высоком левом берегу Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от наугольной башни Среднего города (рис. 9, 27).

К 1443 г. относится постройка церкви — возможно, первоначальная, так как выяснено, что до 1432 г. в Пскове была лишь одна церковь Богоявления — в пределах стены 1374/1375 г. Летопись не сообщает о материале построенной церкви.

Церковь Богоявления в Бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада.

Остатки церкви погребены под земляной насыпью укрепления 1701 г. в конце ул. Красных Партизан.

Церковь Богоявления на Запсковье расположена на высоком правом берегу Псковы, примерно на равном расстоянии между церквами Козмы и Дамияна на Гремячей горе и Козмы и Дамияна с Примостья (рис. 9, 28).

В 1457 г. церковь называется как объект пожара, во время которого погорело все Запсковье. В 1495/1496 г. была построена каменная церковь. В 1499 г. Богоявление «огорело». В 1507 г. церковь также пострадала во время пожара. При описании строительных работ по сооружению крепостных стен на Запсковье летописи называют Богоявленский конец, «соседи» которого заложили и построили свою треть стены (1483 г.).

Богоявленская церковь на Запсковье была, видимо, одной из первых в этом районе. Она была сложена еще до постройки в 1465 г. стены вокруг Запсковья.

Церковь Козмы и Дамияна на Запсковье у Примостья — на возвышенном участке Запсковья, недалеко от Псковы, на дороге, идущей от моста через Запсковье (рис. 9, 29).

Оглавление