Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Местоположение церквей Рождества Христова и Покрова в восточной части рассматриваемой территории, между Рыбницкими и Кремс-кими воротами, устанавливается по описи 1701 г. В названии Рождественской батареи, отмеченной на плане 1740 г., отразилось наименование одной из церквей, погребенных под ее насыпью в  1701  г.

 

 

Раскопками на месте Рождественской батареи были открыты остатки храмов, среди которых, вне сомнения, есть церкви Рождества Христова, Покрова Богородицы и св. Духа (рис. 17, 8—10). Следовательно, в этой же, восточной, части Довмонтова города находилась церковь Димитрия Солунского.

По ряду документов выясняется судьба церкви в последний период ее существования — в конце XVIII — начале XIX в. В 1793 г. она наряду с 19 другими каменными церквами была упразднена, но оставлена в ведении епархии. В 1825 г. упразднение было подтверждено с оговоркой, что церковь находится в распоряжении епархиального начальства и при ее разборке камень должен быть использован на ремонт других церквей. В письме архиепископа Мефодия от 11 января 1829 г. на запрос, уничтожены ли четыре ветхие церкви в Пскове, отвечено, что «Дмитриевская с кремля уже сломана, и материалам ее дано надлежащее употребление». Следовательно, разборка церкви была произведена в промежуток между 1825 и 1828 гг. В неразобранном виде ее застал еще Болховитинов.

Годовиков поместил в своем атласе рисунков чертежи плана и фасада церкви с указанием на плане места гробницы Всеволода в южной части четверика. Чертежи, опубликованные Годовиковым, были переданы ему наследниками губернского архитектора Ябса, заставшего церковь Димитрия еще в целости. В середине XIX в., когда работал Годовиков, еще жива была память о церкви Димитрия, так что доверять его обозначению места храма на плане Пскова 1857 г. можно. Остатки церкви Димитрия еще в начале XX в. сохранялись здесь под деревянным павильоном.

Местоположение церкви подтверждено раскопками экспедиции Эрмитажа  под руководством

В. Д. Белецкого в 1965 г. Главным археологическим аргументомв пользу атрибуции найденногохрама являются находки плинфы (с клеймами и без них) какстроительного мусора и кладканижней части ряда конструкций, выполненная из чередующихсяслоев известняковой плиты иплинфы на   цемяночном    растворе — в технике, свойственной

Оглавление