Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
Дорога, на которой стоял монастырь и по которой прибыл в 1454 г. из Новгорода князь'Иван Дмитриевич (Шемякин), в XVI в. называлась Столбитцкой. Она шла вдоль Псковы и подходила к Петровским воротам Окольного города. Монастырь в 1454 г. был местом встречи князя Ивана Дмитриевича.
Сохранилась каменная церковь Димитрия (ул. Плехановский Посад).
Воскресения на Запсковье. На Запсковье известен лишь один монастырь такого наименования, и нет приходских церквей во имя Воскресения.
Воскресенский монастырь обозначен на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста, где показан возле Варлаамской церкви, южнее ее, на Большой улице, в пределах стены Окольного города (рис. 2). Положение изображенного на иконе монастыря и сохранившейся церкви Воскресения на Запсковье совпадают. Эта церковь, известная еще как «Воскресение на Стадище» (XVI—XVII вв.), и сейчас стоит на главной улице Запсковья (ул. Л. Поземского), вблизи Варлаамской церкви. Но в 1457 г., когда мы впервые встречаемся с ней в летописи, соседней Варлаамской церкви еще не существовало, а сам монастырь стоял среди огородов108, вероятно, на краю посада, так как через несколько лет, с построением стены 1465 г., вошел в состав городской территории (рис. 9, 51; 16, 19). Следует думать, что в период основания монастыря он находился вне посада, и, видимо, топографическое указание «на Стадище»,. относящееся к XVI в., может быть распространено и на более раннее время.
В летописных известиях XV в. монастырь упомянут лишь один раз — как крайний объект, пострадавший от пожара в 1457 г.
Ильи на Запсковье. В центральной части территории, огороженной крепостной стеной в 1465 г., между церквами Козмы и Дамияна с При-мостья, Образа с Жабьей лавицы и Спасским Надолбиным монастырем (рис. 16, 20). В 1465 г., когда впервые упоминается Ильинский монастырь. Образской церкви не существовало.
Локализация монастыря сомнений не вызывает, так как в более позднее время другие Ильинские церкви на Запсковье неизвестны.
Возможно, к этому монастырю относится летописное свидетельство. 1468/1469 г. о совершении церкви пророка Илии «на Свином волци (Волоке) в монастыри», поскольку в 1465 г. монастырь пострадал от пожара и нуждался в поновлении. Однако в более позднее время Ильинский монастырь известен и на Завеличье (по платежной книге 1585—1587 гг.), и, может быть, сообщение 1468/1469 г. относится именно к нему. Положение Свиного волока не определяется.