Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Некоторые данные для локализации монастыря сообщают позднейшие источники. Платежная книга 1585—1587 гг. и писцовая книга 1680 г. указывают, что монастырь находился на Полонище114. В платежной же книге несколько раз отмечены Рождество Христово «от Свиных ворот» и «Свиные улицы», «что на Великой реке за Свиными вороты на Новой ниве». В писцовой книге Ивана Вельяминова (20-е годы XVII в.) о монастыре говорится, что он стоит «на Великой реке за Свиными вороты», «за Великими вороты». На Свиной улице помещает Рождество Христово писцовая книга 1693—1694 гг.119

Полонищенский (Полониский) конец платежной книги 1585—1587 гг. не ограничивался стеной Окольного города, а выходил за ее пределы, так что указание на расположение монастыря на Полонище еще не определяет его отношения к крепостной стене.

Свиная улица, подходившая, видимо, к Свиным воротам, находилась на Полонище ш. Вполне вероятно, что она, как и другие улицы, давшие наименование воротам, имела продолжение за стеной. Местоположение Свиных (Свинорских, Свинусских) башни и ворот известно по планам и описаниям XVII в. Они находились в стене Окольного города между Покровской башней и Великими воротами.

Очевидно, что монастырь Рождества Христова находился вблизи стены Окольного города, с внешней стороны ее, у Свинусских ворот и р. Великой. На известных планах Пскова найти этот монастырь не удается. Возможно, его постройки были использованы для сооружения в 1701 г. имеющихся здесь земляных укреплений.

Авторы, писавшие о монастырях Пскова, местоположение монастыря не определяют.

Пророка Илии на Свином волци. Как отмечалось выше, монастырь включен в список предположительно. Возможно, что он и Ильинский монастырь на Запсковье — один и тот же объект. Если же нет, то. мы имеем дело с монастырем Ильи на Завеличье, известным по сообщениям платежной книги 1585—-1587 гг. и более поздним источникам.

Ильинский монастырь на Завеличье находился на берегу Великой (по свидетельству ПЗЛ в 1615 г. шведы били «из наряду по стене з Завеличья от Ильи пророка чрез реку». Он обозначен подписью на иконе Жиглевича, где показан на берегу Великой несколько выше Ивановского монастыря, против устья Псковы (рис. 4; 5). Еще выше по берегу реки, но также между Ивановским монастырем и церковью Успения, изображен этот же монастырь на иконе из часовни Владычного Креста 123. На копии иконы из Псково-Печерского монастыря он показан против Кутнего костра на Крому, южнее Ивановского монастыря (рис. 3). На плане 1740 г. против устья Псковы показана, видимо, Ильинская церковь, принятая Окуличем-Казариным за Ивановский собор. Место монастыря указано и на планах 1821 и 1857 гг.: против устья Псковы. Последним планам можно доверять, так как Ильинская церковь была упразднена лишь в 1786 г. и в первой половине XIX в. еще были живы свидетели ее существования. В середине XIX

Оглавление