Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
Церковь Георгия была местом, откуда в 1319/1320 г. начался пожар в Застеньс. В 1370 г. была выстроена каменная церковь, а в 1386/1387 г. произошла почему-то повторная закладка каменной церкви. Правда, полностью известие 1386/1387 г. представлено только в ПЗЛ, причем только в Строевском списке, да и там зачеркнуто тонкой волнистой чертой. Возможно, речь идет о другой церкви Георгия (придел к церкви Воскресения в Домантове стене). В 1459(1460) г. церковь Георгия была одним из крайних объектов пожара. Новая каменная церковь Георгия была выстроена в 1493 г. Церковь Георгия на Болоте была древнейшим храмом (единственным) Остролавицкого конца.
Никаких следов церкви на поверхности не сохранилось.
Церковь Воскресения Исуса Христа в Домантове стене. Это один из древнейших храмов Пскова, возникший, вероятно, еще в XIII в., если не рапсе. Оп может быть датирован по своему приделу — церкви Георгия. Если последний был построен в конце 60—70-х годах XIII в.. то церковь Воскресения возникла еще раньше. Выше приводились сведения, подтверждающие существование придела в XVI—XVII вв. Но есть основания говорить о более раннем времени.
Во-первых, в известии 1548 г. ПЗЛ о постройке каменной церкви Георгия в Домантове степе есть упоминание попа этой церкви и ее церковной казны. Это говорит в пользу существования церкви до 15-18 г. Во-вторых, о существовании Георгиевского придела в XV в. может свидетельствовать приписка на Минее 1424 г., списанной к святому великомученику Христову Георгию. Дата списания Минеи указана в приписке. Там же упоминается, что книга была списана при старостах Стефане Ляве и Тимофее Тилке, «замышлением раба божия Тимофея Васильевича и всех сусед святого Георгия». Тимофей Васильевич, «замышлением» которого была списана богослужебная книга, был крупной фигурой в Пскове. Он упоминается документами и летописями в период 1448—1471 гг. (то как Власьевич, то как Васильевич). В 60-х годах он был степенным посадником. Б. Б. Кафенгауз ошибочно называет его старостой церкви Троицы. Под 1465 г. есть упоминание о староще-нии Тимофея Васильевича, но в другой церкви: «побиша железом всю церковь святого Воскресения, повелением раба божия старосты Тимофея посадника Власиевича».
Если Тимофей Васильевич (Власьевич) был старостой церкви Воскресения, то вполне естественно его участие в приобретении и списании книг для придельной Георгиевской церкви, отмеченное в записи на книге 1424 г. Не исключено также, что Тимофей Тилка и Тимофей Васильевич (Власьевич) одно и то же лицо. Эти два имени одновременно не встречаются, кроме записи в книге, списанной для церкви Георгия. Контекст записи не противоречит предположению о Тимофее Тилкеи Тимофее Васильевиче как одном лице. Очень часто именно старосты финансировали переписку книг или вносили книги в. церковь.
Итак, в 60-х годах XV в. степенный посадник Тимофей Васильевич был старостой церкви Воскресения. В 20-е годы он был если не старостой, то одним из влиятельных прихожан (суседей) церкви Георгия.