Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

ху133. Но в писцовой книге Льва Вельяминова 1680 г. все еще фигурирует ДухоЕский девичий монастырь с Завеличья. Монастырь св. Духа со Усохи здесь не значится. Факт преемственности земельной документации, отсутствие одновременного упоминания этих монастырей в писцовых книгах, изображение на иконе из часовни Владычного Креста (рис. 2) монастыря св. Духа,на Усохе — преемника земельных владений монастыря св. Духа с Завеличья — все это позволяет согласиться с мнениями Зверинского и Васильева. Место же первоначального Святодуховского Иглина монастыря остается не определенным.

Объяснение названия «Иглин» как «Ильин» не представляется убедительным, особенно для Завеличья, где существовал еще один Ильинский монастырь.

Есть некоторые основания для другого предположения. В челобитье 80-х годов XVII в. строителей и строительниц шести псковских монастырей царям Ивану и Петру Алексеевичам содержится упоминание «псковитина посадского человека», «посадника» Михаила Иголки, передавшего шести псковским монастырям «из давних лет... в поминовение» пустошь Отмену. В числе этих шести монастырей значится и «Духа святого Иглин». Не является ли Михаил Иголка основателем монастыря? Или им был кто-то из его фамилии? Другой известный Иголка — Игнатий Федорович — занимался торговлей, был землевладельцем,  выполнял  обязанности  посла  к  великому  князю.

В наименованиях ближайших к Пскову монастырей мы обычно не встречаем упоминания их основателей. Правда, производные от имен собственных изредка встречаются в названиях псковских монастырей ("Микитьева пустынь, Введенский Радославль монастырь, Григория Богослова Путятин монастырь), но мы не можем с достоверностью сказать, какое отношение к монастырю имели носители этих имен. В Новгороде известны монастыри, названные по имени основателей: Аркаж, Щилов и др. Видимо, такая возможность не должна исключаться и для Пскова — в частности, в отношении Иглина и других вышеназванных монастырей.

Никитин. «В Поле», «со Всполья», «над Великою рекой» на правом, ее берегу, южнее укреплений Окольного города, по свидетельству источника XVI в., на расстоянии одного «поприща» от него. На плаце 1821 г. церковь показана к югу от Выползовой слободы, в слободе Никитской. Она обозначена и на других поздних планах Пскова.

Монастырь упоминается в ПЗЛ в связи с закладкой и совершением в 1470 г. каменной церкви Никиты. Других монастырей такого наименования в ближайших к Пскову окрестностях неизвестно, так что его локализация (рис. 16, 25) представляется бесспорной. В отличие от другого монастыря на р. Многе, данный никогда не считался «пустынью». Пустынь на р. Многе под 1442 г. названа Микитьевою. Позднее она называлась Саввиной пустынью или Саввиным (Саввинским, Саввы Пустынским) монастырем.

Монастырь стоял в XV в. вне посада.

Оглавление