Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Находившийся рядом с Никольским Михайловский монастырь отмечен летописцем под 1397/1398 г. как расположенный «в Поле», что позволяет считать Никольский монастырь стоявшим вне посада по крайней мере в XIV первых десятилетиях XV в. С постройкой стены 1465 г. он окончательно вошел в состав городской территории.

Николы (на Волку, Волке). Монастырь располагался вне города и посада, на левом берегу Великой, выше Снетогорского монастыря. Основан в 1395 г. с построением каменной церкви посадником Захарием Костроминичем, о чем сообщают все летописи. В 1483(1484) г. была построена новая каменная церковь Николы. В освещении строительства 1395 г. более пространной формой и несколько иным содержанием отличается сообщение ПЗЛ. Здесь речь идет не просто о строительстве церкви или замене старой церкви новой, а об основании монастыря. Это единственный известный нам по летописи факт основания монастыря в Псковской земле в XIV в. Основателем монастыря назван посадник Захарий Костроминич. Оценка Захария как «доброго и милостивого господина» заставляет предположить, что монастырь был основан на его средства. Н. И. Серебрянский видит в посаднике лишь распорядителя работ, производившихся на средства общества.

Сравнивая сообщения 1395 г. о строительстве Никольского на Волке монастыря и 1397/1398 г. о строительстве церкви Михаила архангела в Черницком монастыре, трудно не заметить сходство имен Захария Костроминича в первом известии и Захария Фоминича, тоже «доброго

господина» (П1Л), повелением которого поставлена церковь,— во втором. Хронологическая близость известий, сходство ситуаций и имен позволяет предположить здесь одно и то же лицо — посадника Захария Костроминича — и объяснить разницу в отчестве ошибкой летописца. Захарий Костроминич, бывший посадником в период 1365—1401 гг., отмечается летописью как активный руководитель крепостного строительства в Пскове. Судя по благотворительной деятельности и родственным связям с другими псковскими посадниками, он принадлежал к одной из богатейших семей Пскова. После смерти в 1401 г. Захарий Костроминич был погребен в церкви Рождества Христова в Домантове стене. Его гробница находилась в этой церкви и в 1699 г., когда составлялась переписная книга церквей и церковных угодий Домантова городища.

В 1817 г. церковь Николы была разобрана на камень для снетогорских построек.

На иконе из часовни Владычного Креста каменная церковь Николы на Волку показана на левом берегу Великой  между Снетогорским и Петропавловским монастырями. Изображение сопровождено надписью с названием.

У местного населения с церковью связывались остатки кладки на известковом растворе, обнаженной на склоне горки у известкового карьера. Задернованная горка расположена на самом берегу Великой, против д. Овсище, Петропавловского Сироткина и Снетогорского монастырей, ближе к последнему, в 20 м от причала карьера. Остатки церкви наблюдаются в южной части широкой полосы низменного берега, переходящего здесь в возвышенность. Возле подножия горки бьет ключ. Положение названных развалин соответствует описанию Болховитинова, что заставляет отождествить их с церковью Николы на Волу.

Оглавление