Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Итак, Спасский Надолбин монастырь находился на Запсковье, примерно (по плану 1857 г.) в 65 саженях (около 136 м) к северо-западу от монастыря Ильи и в 170 саженях (около 357 м) к востоку от устья Псковы, недалеко от края надпойменной террасы Псковы (рис. 16, 27).

Поскольку время основания монастыря неизвестно, трудно говорить о его соотношении с городом и посадом в момент возникновения В 1480 г, посад на Запсковье распространился довольно широко, оставив монастырь в глубине территории, огороженной стеной 1465 г.

Название монастыря — «Надолбин» — объяснить не удается. По Срезневскому, «надолб», «надолба» — опускная колода у ворот, тын, городская ограда. Каким надолбам обязан своим названием монастырь, сказать трудно. Не исключена возможность, что в названии монастыря отразилось прозвище основателя.

В настоящее время остатки монастырских построек на поверхности не сохранились. Сравнение данных плана Годовикова с расположением современных построек позволяет предположить, что фундаменты монастырских построек находятся на территории школы № 3, стоящей на ул. Олега Кошевого (б. Спасская).

Лазаря. На Запсковье, недалеко от берега Великой, что определяется анализом летописного свидетельства 1480 г. (см. Спаса Надолбин) и указанием платежной книги 1585—1587 гг. По известию о пожаре 1562 г. ясно также, что монастырь находился за церковью Варлаама, вне крепостных стен.

Болховитинов не упоминает, существовали или нет остатки монастыря в его время, но сообщает, что Лазаревская кладбищенская церковь находилась в поле за Варламскими воротами. Василев, не приводя каких-либо обоснований, указывает на здания соляных амбаров в конце Варламской слободы как на место, близ которого была Лазаревская церковь. Возможно, в XIX в. еще существовала устная традиция, позволившая Василеву указать местоположение монастыря. Такая локализация не противоречит данным источников. Если Василев прав и соляные амбары Варламской слободы в XIX в. служили ориентиром для места Лазаревского монастыря (их положение известно по планам 1821 и 1857 гг.), то монастырь действительно находился недалеко от северного берега оврага (лога), по дну которого протекал ручей, устье которого могло послужить местом пристани для немецких шнек в 1480 г. Устье ручья на плане 1821 г. показано против Стефановского монастыря, на плане 1857 г.— выше по течению Великой. Соляные амбары, стоявшие на Нарвской дороге, на плане Годовикова (1857 г.) удалены от стены Окольного города примерно на 275 сажен (около 577 м) к северо-западу. Они не сохранились, а место их находится севернее Шведской горки. Южнее Шведской горки — овраг с ручьем, впадающим в Великую (лог?).

Безусловно, Лазаревский монастырь даже во второй половине XV в. находился вне посада Пскова (рис. 16, 28), иначе он был бы включен в состав огражденной крепостной стеной территории.

Образа в Поле.

Оглавление