Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

На юг от Пскова, на правом берегу Великой, южнее монастыря Никития и севернее Пантелеймоновского дальнего. В 1510 г. псковские священники собирались встречать здесь великого князя, так что, по-видимому, монастырь стоял на той же дороге, что и Пантелеймо-новский дальний. Коломенский владыка Вассиан передал пожелание великого князя не встречать его «далече», и торжественная встреча с благословением владыкой произошла на Торгу, у церкви Спаса. Псковичи же миряне встречали князя в трех верстах от Пскова, возможно, у Образского монастыря.

Монастырь находился вне посада. Основание его восходит ко времени не позднее 1469—1485 гг., когда он упомянут в грамоте, данной шести псковским монастырям.

Местоположение монастыря определяется по существовавшей в XIX—начале XX в. деревне Поле Образа (Образчина). Старожилы и сейчас показывают границы Образчины — от начала ул. Советской Армии до школы-интерната, хотя территория бывшей деревни уже входит в состав города. Еще в 1910 г. здесь, в усадьбе крестьянина Ильи Степанова, были зафиксированы развалины церкви, а неподалеку (в усадьбе Ивана Петрова) — остатки другой постройки. Развалины имели вид холмов, заросших травой. Эти невысокие холмы, скрывающие остатки каменной кладки, прослеживаются и сейчас, между улицами Советской Армии и Крутая Набережная над р. Великой (больший— во дворе дома № 39а, меньший — дома № 41а по ул. Советской Армии), на расстоянии около 15 м один от другого. Местное население считает один холм (больший) остатками церкви, а другой — колокольни. Есть все основания связывать эти развалины с Образским монастырем. В пользу такого определения говорит не только название бывшей деревни, но и ряд указаний источников XVIXVII вв. Так, неоднократно отмечается, что монастырь находился над рекой Великой, в Песках. Остатки названной церкви удалены от высокого берега Великой не более чем на 20 м. Пески примыкают в Образчине с юга, а когда-то, возможно, подходили и к самому монастырю. Известно также, что моня-стырь находился по правую сторону от дороги, являвшейся продолжением Великой улицы, что верно и по отношению к остаткам церкви по ул. Советской Армии.

Иногда ставят знак равенства между монастырями Образа в Поле и Спасским на Промежице. Действительно, праздник в честь перенесения Нерукотворного Образа называется третьим Спасом. Но в источниках есть упоминание о том, что монастырь на Промежице был посвящен Преображению Спаса. Кроме того, не удалось встретить упоминания о монастыре Образа в Поле как о стоящем на Промежице, хотя такое указание всегда сопровождает упоминание монастыря Спаса.

В 80-х годах XVII в. Спасский монастырь на Промежице считался запустелым, а Образский функционировал, и по столбцам Поместного приказа известен его строитель Макарий. Удаленность остатков монастыря Образа от р. Промежицы не менее чем на 2 км является важным аргументом в пользу существования двух разных монастырей: Образа в Поле — над Великой и Спаса Преображения — на Промежице.

Климента.

Оглавление