Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Так считал и Годовиков.

В. Д. Белецкий атрибутирует как церковь Покрова Богородицы храм из числа храмов, открытых раскопками в восточной части Довмонтова города (рис. 17, 9). Однако приведенным данным более соответствует храм 8 (рис. 17, 8). В. Д. Белецкий считает его церковью Сошествия св. Духа. Но эта церковь разрушилась уже в 20-е годы XVII в.

В 1387/1388 г. возле церкви Покрова Богородицы закладывают каменную церковь Рождества Иисуса Христа. В 1397/1398 г. строится каменное здание церкви Покрова. В 1462 г, церковь становится соборной наряду с двумя другими — Похвалы Богородицы и св. Духа (пятый собор).

Церковь Иоанна Богослова на Снетогорском дворе на стене. По графическим источникам нам известна лишь одна церковь Иоанна Богослова, стоявшая «на стене». Эта церковь изображена с подписью «Храм... Ирана» на иконе Сретение Богородицы из часовни Владычного Креста (рис. 2). Она показана здесь в стене, идущей вдоль Псковы, справа от Высокого моста через реку. Изображение церкви имеется также на копии с иконы Печерского монастыря (рис. 3). Окулич-Казарин определял как церковь Иоанна Богослова храм, обозначенный на плане 1740 г. вне стены, справа от Высокого моста за Рыбницкими воротами. Офицерские описи помещают у Высокого моста в городовой стене храм Благовещения. Возможно, он был выстроен на месте церкви Иоанна Богослова. Из летописи известно, что каменная церковь Иоанна Богослова простояла до конца XVII в. Здание церкви, судя по Описи 1701 г., было использовано при строительстве земляных укреплений для сооружения куртины. Следовательно, на плане 1740 г. изображен Благовещенский собор, а не интересующая нас церковь.

Сопоставление разновременных данных показывает, что в XIVXV вв. церковь находилась там, где она известна по поздним источникам (рис. 7, 17; 9, 16).

Церковь была создана до середины XIV в. Стена, на которой она стояла или в которую была встроена, была частью укреплений 1309 г. В 1352 г. в ней служил в свой приезд владыка Василий. В 1366/1367 г. (П2Л, ПЗЛ) церковь была построена в камне. В 1466 г. поставили новую каменную церковь «на погребе». На Снетогорский двор, «к Ивану Богослову» повезли спущенный 13 января 1510 г. вечевой колокол.

Остатки фундамента церкви могут находиться к юго-востоку от моста через Пскову, на ее левом берегу.

Церковь Кирила у Смердья моста над Греблею находилась в Домантове стене. Смердий мост, как отмечалось выше, располагался в северозападной части Домантова города. Храм 3, открытый экспедицией Эрмитажа, является церковью Кирилла, как убедительно показал В. Д. Белецкий (рис. 17, З).

Оглавление