Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

XIV и в XV в. вместе с ростом территории посада происходит включение монастырей в его территорию. Монастыри окружаются мирской застройкой. Нарушение традиции существования монастыря за посадом закрепляется при строительстве стены 1465 г. В результате 16 монастырей стали городскими.

Монастыри, упоминаемые в источниках XIVXV вв., продолжали существовать и в XVIXVII вв. Кроме них, в этот период нам известны и другие: в городе — Иоанна Златоуста, Иоакима и Анны, Сергия, Иоанна Милостивого с Солодовников, Григория Богослова Путятин, Зачатия Анны от Торгу, Отец с Запсковья, св. Духа со Усохи, за городом — Николы на Любятове, Сретенский у Великих ворот, Алексея, человека божия, в поле за городом, Жен Мироносиц, Николы Кожин. Вероятно, большинство из них было основано в XVI в. Некоторые же из тех, что входили в состав Окольного города, возможно, восходят к более раннему времени. Очевидно, ряд монастырей оказался в пределах городской черты в XVIXVII вв. в результате переноса: св. Духа со-Усохи (б. Иглин), Сергия с Залужья (б. Сергиевский из-за Петровских ворот, перенесенный по случаю осадного времени во время Ливонской войны). Это могло произойти и с другими загородными монастырями.

 

Топографический комментарий

Список церквей, составленный на основе летописных данных, в отличие от основного списка монастырей, не нуждается в пополнении по другим источникам. Попытки найти в одновременном материале другие церкви, не упомянутые в летописи, не дали результата. Это говорит о большем внимании летописцев к жизни приходских церквей и свидетельствует о полноте списка.

Всего в списке 39 церквей. Порядок их размещения в хронологической последовательности определяется прямыми или — реже — косвенными хронологическими данными. Предположительно в этом отношении место в списке церкви Феодора Тирона в Домантове стене. Неизвестно, к ней или к церкви Феодора Стратилата относится сообщение 1384/1385 г. о каменном строительстве. Первые определенные данные об этой церкви датированы 1446/1447 г. и помещены в переписной книге XVI в. на что обратила внимание Л. М. Марасинова. Неизбежно, при ограниченности доступных сведений, «омоложение» ряда церквей, первые данные о которых относятся лишь к XV в. Возможно, еще в. XIV в. существовали церкви Николы над Греблей, Варвары в Опоцком конце, Входа в Иерусалим. Необходимые обоснования ряда хронологических дат приводятся в топографическом комментарии.

Оглавление