Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

Упоминания Троицы в связи с приездом владыки встречаются под 1435, 1449, 1453, 1457, 1465, 1469, 1477, 1486, 1499 гг. Приезд владыки всегда был связан с выполнением определенных обязанностей псковичами и архиепископом. Выполнению традиционной «пошлины», «старины» при описании приезда владык летописец придает большое значение. К «пошлинам» относились сроки «подъезда». Судя по известиям 40—60-х годов XV в., разделенным равными промежутками времени, «подъезд» должен был совершаться через четыре года. Срок пребывания в Пскове определялся четырьмя неделями (в известии о приезде владыки Феофила в 1477 г. говорится: «А был во Пскове всь свои месяць, всю 4 недели; ни за много время ини владыки во Пскове так всего месяца в свои приезд не живали»). В семи случаях из девяти приезд приходился на конец декабря или январь. Иногда приезжали накануне рождества или сразу после него, «в свадебницы» 272. После торжественной встречи владыка в тот же день совершал литургию в Троице (1435, 1449, 1453, 1457, 1486 гг.). Непременным условием пребывания владыки было соборование. В 1435 г. произошел конфликт между приехавшим впервые в Псков архиепископом Евфимием, желавшим посадить своим наместником новгородца, и посадниками. В результате, когда «посадники повелеша ему сборовати в святей Троици», Евфимий «рагневався и не сборовав поеха изо Пскова» (П2Л). Во всех последующих сообщениях о приездах Ев-фимия, Ионы, Феофила и Геннадия сообщается об учинении собора в Троице. Срезневский объясняет собор в Троице как торжественную литургию с совершением обряда чина православия. О программе торжественной службы подробнее всего говорится в известии 1449 г. о приезде Евфимия: «А на третей день своего приезда оучини собор во святей Троицы, и сенадикт чтоша: и злыя проклинаша, которыя зла хотять дому святей Софии, и дому святей Троицы, и Великому Новуграду и Пскову, а благоверным- князем, лежащим в дому святей Софии и в дому святей Троицы, тем пеша вечную память, тако же и инем добрым людем, кото-рии положиша свои главы и кровь свою пролияша за домы божия и за православное християнство, тем пеша вечьную. память; а живущим окрест святого София в Великом Новегороде и окрест святей Троицы в Великом Пъскове и добра хотящим Новугороду и Пскову, тем пеша многа лета». В 1437 г. в Троицком соборе служил литургию митрополит киевский Исидор.

Троицкий собор был местом, где, по данным середины и второй половины XV в. и начала XVI в., совершался обряд посажения на княжение. В летописях в связи с этой церемонией Троицкий собор упоминается под следующими годами: 1443 — Александр Васильевич (Черто-ризский);      1448 — Василий    Васильевич     (из    суздальских    князей);

1456__ Александр  Васильевич Черторизский;  1461 — Иван Васильевич

(Стрыга); 1473 — Ярослав Васильевич; 1477 — Василий Васильевич Шуйский; 1489 — Семион Романович; 1507 — Петр Васильевич Великий; 1508/1509 —Иван Михайлович Найден.

Подробности посажения на княжение недостаточно известны. Летописи скупо сообщают: «посадиша его на княжение во святей Троицы» (1443 г.), «посадиша его на княжении, во святей Троицы, и даша ему княжю пошлину всю; и целова крест псковичем во всей псковъскои пошлине» (1448 г.) и т. п. Некоторое отклонение от принятой формулы представляет свидетельство 1473 г.: «и посадиша и на княжении в домоу святей Троици. А в неделю того же месяца 21 крест поцелова на вече к Псковоу на соуду и на пошлинных грамотах и на всех старинах псковскых». Тут более распространенно говорится об обряде кресто-

Оглавление