Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

в. в результате роста Пскова городскими стали монастыри Пантелеймона на Красном дворе, Старое Вознесение, Новое Вознесение, Козмы и Дамияна на Гремячей горе, Николы в Песках, Михаила Черницкий, Николы на Взвозе, Благовещения в Песках, Воскресения, Ильи и Спаса Надолбин на Запсковье, Покрова Богородицы, Успения, Трех святителей, Козмы и Дамияна на Утоплениках, Пятницы (16 монастырей).

Следовательно, определение «городские» для псковских монастырей до 1465 г. не оправдывается ни порядком их основания, ни местоположением.

В отличие от Новгорода, в Пскове не прослеживается связь пригородных монастырей с концами и, за редким исключением, не определяется, на чьей земле они основывались.

Выбор конкретного места для монастыря был в какой-то степени случаен и определялся участком земли, который давали на,устроение обители ее основатели. Постоянно соблюдалось лишь условие размещения монастыря за городом и посадом — вне «мирской» застройки. Удаление от мира было в значительной мере символическим: большая часть монастырей, основанных в XIVXV вв., была приближена к посаду. Летописи довольно часто сообщают о пострижении бояр и, князей, но, к сожалению, обычно не указывают место пострижения. Монастыри выполняли свои религиозные функции, основываясь на вполне материальном фундаменте. Таким фундаментом были вклады в монастырь, в частности земельные пожалования, хорошо известные по псковским грамотам XIVXV вв. Эти грамоты и наблюдения Л. М. Марасиновой относительно истории землевладения в Псковской земле после 1510 г. позволяют не согласиться с И. У. Будовницем в вопросе о непрочности земельных вкладов в монастыри. Сохранение за псковскими монастырями земель, пожалованных в XIVXV вв., до конца XVII в., говорит об обратном.

Все монастыри находились возле водных или сухопутных дорог. Шестнадцать монастырей (шесть — на левом берегу и десять — на правом) обрамляли Великую к концу XV в. на протяжении 11 —12 км. На бере-. гах Псковы было семь монастырей. Здесь они располагались преимущественно по левому берегу. На сухопутных дорогах стояли монастыри Старое Вознесение, Пантелеймона дальний, Знаменский, Образа в. Поле, Николы на Взвозе, Успения, Трех святителей, Иглин, Николы на Завеличье (на Изборской улице), Спаса Надолбин, Ильинский, Воскресенский.

Вдоль важных дорог — южной, продолжавшей Великую улицу, и восточной, продолжавшей Петровскую улицу, — на подступах к Пскову стояло несколько монастырей. Обе дороги шли здесь вдоль рек, и некоторые монастыри занимали удобную позицию вблизи реки и сухопутной дороги.

Очень удобным в экономическом и стратегическом отношении было

Оглавление