Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

в. Но несомненно, что церковь Воскресения находилась в северо-западной части Домантовой стены. На плане 174(0 г. здесь показаны две церкви, одна из которых должна быть Воскресенской (по соотношению с данными икон и свидетельствами о существовании церкви в это время). К сожалению, в экспликации к плану наименования церквей не раскрыты.

Попытаемся сравнить приведенные данные с материалами археологических раскопок. В северо-западной части Домантова города обнаружено три храма (рис. 17, /—3). Один из них (3) не может быть искомой церковью, так как не имеет придела. Храмы 1 и 2— здания крупных размеров и оба имеют приделы; планы этих храмов повторяют в общих чертах контуры церквей, обозначенных на плане 1740 г. Однако следует заметить, что приделы известны у ряда церквей в Домантове стене: Кира и Иоанна у церкви Николы на Гребле, Семиона у церкви Софии, Образа Нерукотворного у церкви Рождества, Иоакима и Анны у церкви Входа в Иерусалим. Церковь Рождества Христова, как выяснено выше, находилась в восточной части Домантовой стены, а с 1701 г. остатки ее вошли в конструкцию Рождественской батареи. Церковь Входа в Иерусалим по данным XVIII в. находилась южнее, у консистории. Следовательно, один из храмов (1 или 2) может считаться Воскресенским, другой — Софийским или Никольским. В описании церкви Софии, относящемся к 1699 г., важно замечание: «Да в другой паперти, что у Городовой стены, Образ Одигитрии с младенцем»359. Это замечание, заставляет искать церковь Софии где-то рядом, со стеной, но никак не в центре Домантова города. Храмы 1 и 2 особенно удалены от стен, и, возможно, Софийского среди них нет. В. Д. Белецкий пришел к выводу, что храм 1 был посвящен Николе (Николас Гребли), но ряд фактов противоречит такой атрибуции. Остатки храмов 1 и 2 в общем соответствуют описанию церкви Воскресения в источнике 1699 г. Дополнительные археологические признак-и (остатки настенной росписи в храме 1, находки поливных лемехов и обломков фресок в храме 2, остатки деревянного здания на позднем этапе существования храма 2) пока не помогают окончательно определить, какой из двух храмов был Воскресенским.

Церковь Воскресения, известная с начала XIV в., в 1395 г. была отстроена в камне. В 1465 г. она вся была покрыта железом, и работы эти, как отмечает летопись, проводились по распоряжению старосты-посадника Тимофея Васильевича. Возможно, что в 1386/1387 г. был построен каменный придел во имя Георгия.

Церковь Феодора Стратилата была построена, по житийным данным, князем Довмонтом. Средняя и Распространенная редакции Жития относят постройку церкви ко времени после отражения от Пскова нападения Орденского войска во главе с магистром. В Средней редакции нападение датировано 1270 г., в Распространенной даты нет. В П2Л дата недостоверна (к 1266/1267 г. относятся и поход к Раковору, и сражения на Мироповне и у Пскова). В ПЗЛ указана дата 8 июня 1272 г. Приведенные данные послужили основанием для датировки церкви 1270—1272 гг. Л. А. Творогов называл 1272 год начальной датой для церкви Феодора Стратилата. Следует учитывать, что, как показал А. Энгельман, осада Пскова происходила около 12.мая 1269 г., а заключение мира состоялось в первые месяцы 1270 г.

Упоминание о строительстве каменной церкви Феодора в Домантове стене, содержащееся в псковских летописях под 1385 г., может быть адресовано в первую очередь церкви Феодора Стратилата, так как церковь Феодора Тирона впервые и единственный раз упоминается в источнике XVI

Оглавление