Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

в. Нигде в другом месте Пскова нет церкви Феодора Стратилата. О Феодоре Стратилате — церкви в Домантове стене — сообщает переписная книга церквей Домантова городища 1699 г. Из описания следует, что между церквами Феодора Стратилата и Алексея митрополита имелась «небольшая палатка, у тоя палатки дверь железная с цепью. На той палатки колоколня каменная обчая Федоровской церкви». Сравнение этого описания с раскопанными памятниками позволило руководителю экспедиции Эрмитажа В. Д. Белецкому определить две раскрытые в 1968—1969 гг. церкви в южной части Домантовой стены как храмы Феодора Стратилата и Алексея митрополита. Эта атрибуция вполне обоснована. По наблюдениям. В. Д. Белецкого, церковью Феодора Стратилата является северная из двух раскопанных, так как по стратиграфическим данным она представляет собой более ранний памятник (рис. 17, 6). Церковь Алексея митрополита впервые строилась в 1508 г.

Указанные церкви изображены на плане Пскова 1740 г., причем изображение соответствует относительным размерам церквей, в натуре. Б публикации Окулича-Казарина они ошибочно атрибутированы как Покровская и Входа в Иерусалим.

Церковь Петра и Павла в течение XIV в. меняла свое положение. По сообщениям летописей под 12.99 и 1309 гг., первоначально церковь находилась на берегу реки, (Псковы). В 1309 г. от нее была заложена каменная стена, проходившая до р. Великой. Видимо, церковь находилась внутри стены. Не зная направления стены 1309 г. на этом крайнем ее участке, мы не можем точно определить первоначальное местоположение церкви Петра и Павла. Очевидно, церковь стояла недалеко от более позднего храма, дошедшего до нашего времени, несколько северо-западнее его, так как, судя по расположению улиц на плане 1740 г., ногая церковь Петра и Павла также находилась в непосредственной близости от стены 1309 г.

Церковь, основанная на новом месте в 1372/1373 г., скорее всего стояла уже вне старой стены 1309 г., но рядом с ней, также на берегу Псковы (рис. 7, 7). Причины переноса неизвестны, но вынос церкви за стену был оправдан: пространство за стеной 1309 г. находилось под защитой деревянной дубовой стены, замененной вскоре каменной. Подтвердить или опровергнуть предлагаемую локализацию относительно стены 1309 г. могут, по-видимому, лишь археологические раскопки и. отыскание крайнего участка стены 1309 г. Новая (1372/1373 г.) церковь Петра и Павла была поставлена на территории посада, огражденной стеной. После строительства каменной стены 1374/1375 г. она была, включена в состав городской территории (рис. 7, 7; 9, 6).

Летописи сообщают о церкви Петра и Павла как о крайнем пункте,, от которого строилась каменная стена (1309 г.); о строительстве (каменной — П2Л) церкви на другом месте в 1372/1373 г.; о разборке старого костра возле нее для строительства церкви Бориса и Глеба (1433, 1434 гг.). Церковь входила, по-видимому, в Боловинский конец и была его древнейшим храмом.

Топографическое определение «с Бую», встречающееся в источниках: XVIXVII.вв., возможно, отражает существование рядом в древнерусское время курганного кладбища.

В настоящее время церковь располагается на углу улиц В. Воровского и К. Маркса.

Оглавление