Книги

Заключение

Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.


ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ

ям, была заложена тоже по старой основе, — видимо, на фундаменте здания XII в. Следовательно, храм постройки XIV в. находился на том же месте, что предшествующее и последующее (XVII в.) каменные здания собора (рис. 7, /; 9, 1).

Летописные упоминания Троицы многочисленными ни одна церковь в Пскове не может быть поставлена в сравнение с церковью Троицы по подробности сообщаемых сведений. В этом нет ничего удивительного, так как Троицкий собор был средоточием не только всей церковной жизни Пскова, но в значительной мере и политической. Многочисленность свидетельств о Троице и их анализ привел исследователей к выводу, что именно здесь велось псковское летописание.

Известия о Троице в летописи можно условно разделить на несколько основных групп. Это, во-первых, упоминания Троицы как символа Пскова и Псковской земли; во-вторых, описание торжественных событий и служб, происходивших в церкви; в-третьих, факты строительной истории и благоустройства; в-четвертых, упоминание церкви как места погребения псковских князей. Имеется еще небольшая группа известий, содержащих описание случайных событий.

Упоминания Троицы как символа Пскова очень часты. Псковичи вдохновлялись ее именем во время военных действий (1343, 1406 гг.), приписывали военные и дипломатические успехи ее поддержке (1406, 1474, 1478, 1480 гг. и др.). В мирное время заступничеством Троицы объяснялись прекращение пожаров и избавление, от них детинца (1367, 1449, 1453, 1459, 1465, 1466 гг.), хороший урожай (1434 г.), урегулирование таких вопросов, как содержание московского войска (1473 г.) и отношений псковичей с князем (1476 г.). В известиях 50—70-х годов XV в. впервые встречается и часто употребляется оборот «дом святой Троицы» для обозначения Пскова (1453 г.: «Приеха господин преосвященыи архиепископ Великаго Новаграда и Пскова владыка Еоуфимей в дом святыя Троица во град Псков» — П1Л, а также известия под 1463,. 1469, 1473, 1474, 1476, 1477 гг.). Приведенные факты говорят о большой идеологической роли церкви Троицы в жизни средневекового Пскова.

Конкретная история церкви подтверждает и разъясняет ее место в политической и духовной   жизни   псковичей.   Наиболее   показательна

группа известий о торжественных событиях в церкви. Первое такое событие в ряду сообщений XIVXV вв. — крещение сына литовского князя Ольгерда, Андрея, в 1341 г. Надеясь на военную помощь Ольгерда против немцев и не получив согласия на его собственное крещение, псковичи окрестили и посадили на княжение его сына Андрея. Крещение было совершено в соборной церкви Троицы (П1Л; ПЗЛ). Это первое известие, где церковь Троицы названа собором.

Традиционными в псковских летописях стали с 1435 г. записи о приезде новгородских архиепископов и их богослужении в Троице, а с 1445 г. — о посажении на псковское княжение в Троице.

Оглавление