Книги
Заключение
Облик Пскова первой половины XIV в. восстанавливается с большими трудностями. Мы можем определить границы города, направления роста посада и местоположение ряда важных объектов. Детализация, как и для других периодов, возможна с помощью археологического материала, пока явно недостаточного.
ТОПОГРАФИЯ МОНАСТЫРЕЙ И ЦЕРКВЕЙ
На Промежице, правом притоке Великой, юж-нее Пскова. Церковь была посвящена празднику Преображения Спаса. Есть упоминания о расположении монастыря в Песках (на Песку). Ручей Промежица впадает в Великую на полпути между Образ-ским и Пантелеймоновским дальним монастырями. Его пересекала дорога, отходившая от Пскова к югу. Следы старых посадок вдоль дороги видны и сейчас к западу от ул. Советской Армии, ближе к р. Великой. Постройки, расположенные вдоль р. Великой, на левом берегу ручья, издавна относились к д. Низкие Берега (Промежица). На правом, более высоком, песчаном берегу ручья раньше жилых построек не было. По свидетельству местных старожилов, здесь, в Песках, часто встречались вымываемые дождем и выдуваемые из песка ветром захоронения. Сейчас песчаные бугры вдоль ул. Советской Армии при пересечении ее с р. Промежицей заняты жилыми постройками. К сожалению, за давностью времен (монастырь запустел в XVII в.) устная традиция не сохранила сведений о монастыре. Возможно, он находился на правом берегу Промежицы, там, где встречались остатки старого кладбища. Здесь же проходила старая дорога на Псков. Не исключено, конечно, что он был расположен выше по течению Промежицы.
Монастырь был основан до 1469 г. и стоял вне посада.
Пятницы. В Бродах, в Песках, на высоком левом берегу Псковы, за пределами стены 1374/1375 г. (рис. 16, 29). Место монастырской церкви определяется точно благодаря плану 1740 г., на котором обозначена Пятницкая батарея, сооруженная в 1701 г. над развалинами церкви. Земляная насыпь батареи, скрывающая церковь, сохранилась до нашего времени (против дома № 11 по ул. Воровского). Некоторые поздние источники называли эту насыпь Пятницким Бугром. Женский.
В XV в., с построением стены 1465 г., монастырь был включен в черту городской территории. Отношение его к посаду в период возникновения не выясняется, так как дата основания неизвестна.
Данные о хронологии и топографии монастырей позволяют сделать заключение о закономерностях в их размещении в XIV—XV вв. (рис 7-9; 16).
К началу XIV в. мы застаем рядом с Псковом три монастыря: Спа-со-Мирожский, Иоанновский на Завеличье и Рождества Богородицы Снетогорский. Их, вероятно, на самом деле было больше, но определенные данные имеются только об этих трех. Все три монастыря стоят на берегу Великой: первые два — на левом берегу, Снетогорский — на правом. Без сомнения, эти монастыри даже в начале XIV в. Находились не только за пределами города, но и за границами посада. Говоря о посаде, мы имеем в виду развитой посад, представленный если не сплошной, то достаточно частой застройкой, связанной с территориальным ростом Пскова.
В первой половине XIV